Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
26 августа 2021 года состоялась встреча учителей химии г. Иркутска с Бисикало Артемом Леонидовичем, кандидатом химических наук, доцетом ИГУ, председателем предметной комиссии по химии
26 августа 2021 года была организована презентационная площадка для учителей химии ОО г. Иркутска
Презентацию «Индивидуальный подход в обучении, использование в практике элементов интеграции предметов, дифференциации обучения,
проведение нестандартных форм уроков. (из практики работы с одаренными детьми)» можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/i/aECAdmv2XMm-UA
Презентацию "Кто такие химики и зачем они нужны? Из опыта формирования личностных УУД в старших профильных классах" можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/d/rkAkx5umaOahSA
Презентацию " Личностно- ориентированное обучение на уроках химии" можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/d/ya90oTZD4zG_Ug
26 августа 2021 года была организована и прведена презентационная площадка для учителей физики. презентацию " Формирование готовности выпускников к профессиональному и личностному самоопределению" можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/i/FrMRzmmh9Si2fw
Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще.
Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере или планшете
Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразуют в письменный. Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит на экране, как он смотрится прописью.
В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат и письменному, и печатному письму. Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами, — вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.
В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамоте.
Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. Само письмо разрабатывалось "под перьевую ручку" при участии нейрофизиологов. В "сталинское время" целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После 1953 года (смерти "вождя народов") письменный стандарт упростили, заменив его на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию внимания, так как рука постоянно была в напряжении.
В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе (до 4 класса включительно), то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво.
ПИСЬМО ОТ РУКИ ПРЕВРАТИТСЯ В РЕДКОЕ ИСКУССТВО
На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти? Допустим, шведские учёные правы, и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.
КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ПИСЬМА ЖДУТ ШКОЛЬНИКОВ И ВООБЩЕ ВСЕХ НАС
1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут. Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.
2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.
3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатного текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, снимали ЭЭГ (электроэнцефалограмму). Доказано: при чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта. Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.
5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.
6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубнового валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.
7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, которые говорят о том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.
Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично. На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.
Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.
Из материалов сообщества «Лого-эксперт»
Когда стоит обратиться к логопеду
Логопед занимается не только коррекцией речи – постановкой правильного произношения звуков и слов. Специалист данного профиля ставит перед собой комплексные задачи. В процессе работы с ребенком врач отслеживает, как работает слуховое и визуальное внимание, насколько правильно и в соответствии с возрастом идет развитие. Логопед проверяет, понимает ли ребенок, обращенную к нему речь, может ли складывать словосочетания, изменять слова по числам и падежам, способен ли составлять простые рассказы по картинкам и не только. Эти знания помогают продумывать индивидуальную стратегию работы, выявлять пробелы в развитии и заполнять их.
Особенности развития речи в период от 1 до 7 лет
Крайне важно, чтобы родители регулярно следили за тем, как развивается ребенок. Чтобы самостоятельно определить наличие или отсутствие проблем, стоит ориентироваться на усредненные нормативы. Предлагаем рассмотреть более подробно, когда следует обращаться к логопеду.
Ребенку исполнился год
Консультация логопеда необходима, если в возрасте от 1 до 2 лет малыш не лепечет, не начинает произносить отдельные слоги, не пытается сказать самые простые словосочетания. Пройти этого специалиста нужно наряду с посещением отоларинголога. ЛОР ответит на самый главный вопрос: нет ли дефектов слухового аппарата. Часто проблемы со слухом становятся причиной общего отставания в развитии.
Что нужно знать о двухлетке
Считается нормой, если к двум годам у малыша в запасе имеется более десятка простых слов (и постоянно добавляются новые). Если короткие слова, слоги отсутствуют совсем, это серьезный повод задуматься. Особенно, если ребенок не только не говорит, но и не понимает слов, обращенных к нему.
Консультация логопеда в 3 года
Однозначно стоит обратиться к специалисту, если в три года сын или дочка:
- меняет местами звуки;
- разговаривает на «языке», который не понимает никто из членов семьи;
- хорошо понимает смысл сказанного, но сам говорить не пытается;
- говорит на порядок хуже сверстников.
В этом возрасте не следует игнорировать существующую проблему, считая, что малыш способен «перерасти» ее самостоятельно. Улучшений может не последовать, а вышеописанные дефекты привести к отставанию в развитии.
Логопед для четырехлетнего ребенка
В 4 года логопедическая работа необходима, если:
- малыш плохо выговаривает более 4-5 звуков;
- в речи присутствует много дефектов: отсутствует внятность в словах и словосочетаниях;
- сыну или дочке трудно поддерживать диалоги, давать ответы на простые вопросы;
- маленький человек предпочитает молчать;
- речь не развивается (не появляются новые слова, не строятся более сложные предложения, малыш разговаривает на том же уровне, на котором говорил 3-4 месяца назад).
Коррекция речевых расстройств в этом возрасте позволит избежать проблем в детском саду и при подготовке к школе.
Незамедлительная консультация пятилетке необходима, если:
1. Разговорная речь остается смазанной и слишком непонятной.
2. Многие звуки малыш продолжает произносить «по-своему», не может исправлять ошибки, повторяя за взрослым.
3. Присутствует картавость.
4. Есть заикание.
5. Словарный запас слишком скудный.
Логопед в этот период нужен для того, чтобы определить причину и характер дефектов, помочь их исправить. В некоторых случаях родителям рекомендуют перевести ребенка в специальную логопедическую группу в детском саду.
К 6-7 годам следует обращаться к специалистам даже в случае, когда есть проблемы с правильностью произношения хотя бы одного звука. Также логопед поможет, если малыш:
- отвечает на вопросы односложно;
- не может составить простой рассказ по предложенному изображению;
- говорит простыми словосочетаниями, не составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Также стоит показать дошкольника специалистам, если речь начала ухудшаться, возникли проблемы с произношением слов и отдельных звуков, ребенок не может пересказать простые тексты на родном языке, испытывает непреодолимые сложности при запоминании детских стихотворений.
От развития речи напрямую зависит мышление малыша. Не затягивайте с обращением к профессиональным врачам, поскольку с возрастом исправлять пробелы становится все сложнее. А это негативно отражается на обучении и качестве жизни.
Создание речевой развивающей среды для обучающихся младшего школьного возраста (скачать)
Создание развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста (скачать)
Совместная работа учителя, логопеда и психолога в начальной школе (скачать)
Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма (скачать)
1. Для того, чтобы Ваш ребенок прошел обследование психолого-медико-педагогической комиссией, Вам необходимо позвонить по нашему контактному телефону 77-87-90, или записаться через электронную запись (ссылка на странице ТПМПК). Наши специалисты произведут запись, расскажут о том, что необходимо подготовить для визита, подскажут, как добраться по нашему адресу г. Иркутск, ул. Марата д. 14 каб.112
2. В назначенное время с полным подготовленным пакетом документов (с обязательными письменными контрольными работами по русскому языку и математике на отдельных листах для детей школьного возраста), Вы вместе с ребенком приходите к нам (с перечнем необходимых документов Вы можете ознакомиться здесь https://mc.eduirk.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&layout=category&task=category&id=1283&Itemid=273
3. Вы – на месте. Мы встретим Вас и с родителями уже начнется знакомство специалистов, которые изучат Ваши документы и побеседуют об особенностях ребенка. Обращаем Ваше внимание, что в комиссии присутствует врач—психиатр и он может задавать неудобные вопросы. В связи с этим, мы настоятельно рекомендуем заранее подготовиться к разговору, оживив в памяти основные моменты развития ребенка, начиная с беременности, родов, периода раннего развития.
4. Основная процедура обследования всегда строится исходя из индивидуальных особенностей Вашего ребенка и тех задач, которые Вы ставите перед собой и нами. Ему будут предложены задания и интересные игры, в ходе решения которых он проявит свои умения, навыки и способности. Комплексные методики позволят нам взглянуть на ребенка с разных сторон развития его личности и сделать заключения о возможностях и особенностях образования, которое ему наиболее подходит.
5. Результаты обследования ребёнка мы отразим в коллегиальном заключении, где будут содержаться рекомендации, в соответствии с которыми создаются специальные условия образования ребёнка в образовательных организациях, его индивидуальное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Хотелось бы подчеркнуть, что в нашем заключении клинический психиатрический диагноз ребенка не указывается, эта информация предоставляется Вам конфиденциально.
Заключение мы подготовим для Вас сразу после проведения обследования. Наше заключение всегда носит рекомендательный характер и служит Вам ориентиром при выборе образовательного маршрута ребенка.
ГИА - государственная итоговая аттестация. Это обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации. |
||
ОГЭ – основной государственный экзамен. Это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования для обучающихся образовательных организаций (ГИА-9). При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ) стандартизированной формы. |
ЕГЭ - единый государственный экзамен. Это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11). При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки. |
ГВЭ – государственный выпускной экзамен. Это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГВЭ-11) или основного общего образования (ГВЭ-9) для определенных категорий лиц: • обучающихся с ОВЗ; • обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов. • обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. ГИА проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. |
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
( Венгер Л. А.)
Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности
Составляющие психологической готовности
Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).
Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.
Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками
Интеллектуальная готовность
Умение думать, анализировать, делать выводы.
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.
Как развивать:
Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Личностно - социальная готовность
Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Как развить:
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Мотивационная готовность
Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
Как развить:
Формируйте положительное отношение :
- к школе,
-учителю,
-учебной деятельности,
-к самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.
Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.
Эмоционально - волевая готовность
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Сформировать эти качества можно только через игру !!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.
Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему !
Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.
И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.
Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.
Саморегуляция – основа готовности к школе !
Психологически не готовый к школе ребенок
Проявляет мало инициативы
Не может включиться в общий режим работы класса
Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Работоспособность ребенка во время занятий
Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.
Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.
Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
По материалам: https://www.b17.ru/article/156380/