Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

26 августа 2021 года состоялась встреча учителей химии г. Иркутска с Бисикало Артемом Леонидовичем, кандидатом химических наук, доцетом ИГУ, председателем предметной комиссии по химии

26 августа 2021 года была организована презентационная площадка для учителей химии ОО г. Иркутска 

Презентацию «Индивидуальный подход в обучении, использование в практике элементов интеграции предметов, дифференциации обучения,

проведение нестандартных форм уроков. (из практики работы с одаренными детьми)» можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/i/aECAdmv2XMm-UA

Презентацию "Кто такие химики и зачем они нужны? Из опыта формирования личностных УУД в старших профильных классах" можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/d/rkAkx5umaOahSA

Презентацию " Личностно- ориентированное обучение на уроках химии" можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/d/ya90oTZD4zG_Ug

26 августа 2021 года была организована и прведена презентационная площадка для учителей физики. презентацию " Формирование готовности выпускников к профессиональному и личностному самоопределению" можно посмотреть здесь https://disk.yandex.ru/i/FrMRzmmh9Si2fw

Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще.

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере или планшете

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразуют в письменный. Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит на экране, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат и письменному, и печатному письму. Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами, — вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамоте.

Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. Само письмо разрабатывалось "под перьевую ручку" при участии нейрофизиологов. В "сталинское время" целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После 1953 года (смерти "вождя народов") письменный стандарт упростили, заменив его на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию внимания, так как рука постоянно была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе (до 4 класса включительно), то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво.

ПИСЬМО ОТ РУКИ ПРЕВРАТИТСЯ В РЕДКОЕ ИСКУССТВО

На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти? Допустим, шведские учёные правы, и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ПИСЬМА ЖДУТ ШКОЛЬНИКОВ И ВООБЩЕ ВСЕХ НАС

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут. Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.

2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатного текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, снимали ЭЭГ (электроэнцефалограмму). Доказано: при чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта. Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубнового валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, которые говорят о том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично. На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Из материалов сообщества «Лого-эксперт»

Когда стоит обратиться к логопеду

Логопед занимается не только коррекцией речи – постановкой правильного произношения звуков и слов. Специалист данного профиля ставит перед собой комплексные задачи. В процессе работы с ребенком врач отслеживает, как работает слуховое и визуальное внимание, насколько правильно и в соответствии с возрастом идет развитие. Логопед проверяет, понимает ли ребенок, обращенную к нему речь, может ли складывать словосочетания, изменять слова по числам и падежам, способен ли составлять простые рассказы по картинкам и не только. Эти знания помогают продумывать индивидуальную стратегию работы, выявлять пробелы в развитии и заполнять их.

Особенности развития речи в период от 1 до 7 лет

Крайне важно, чтобы родители регулярно следили за тем, как развивается ребенок. Чтобы самостоятельно определить наличие или отсутствие проблем, стоит ориентироваться на усредненные нормативы. Предлагаем рассмотреть более подробно, когда следует обращаться к логопеду.

Ребенку исполнился год

Консультация логопеда необходима, если в возрасте от 1 до 2 лет малыш не лепечет, не начинает произносить отдельные слоги, не пытается сказать самые простые словосочетания. Пройти этого специалиста нужно наряду с посещением отоларинголога. ЛОР ответит на самый главный вопрос: нет ли дефектов слухового аппарата. Часто проблемы со слухом становятся причиной общего отставания в развитии.

Что нужно знать о двухлетке

Считается нормой, если к двум годам у малыша в запасе имеется более десятка простых слов (и постоянно добавляются новые). Если короткие слова, слоги отсутствуют совсем, это серьезный повод задуматься. Особенно, если ребенок не только не говорит, но и не понимает слов, обращенных к нему.

Консультация логопеда в 3 года

Однозначно стоит обратиться к специалисту, если в три года сын или дочка:

- меняет местами звуки;

- разговаривает на «языке», который не понимает никто из членов семьи;

- хорошо понимает смысл сказанного, но сам говорить не пытается;

- говорит на порядок хуже сверстников.

В этом возрасте не следует игнорировать существующую проблему, считая, что малыш способен «перерасти» ее самостоятельно. Улучшений может не последовать, а вышеописанные дефекты привести к отставанию в развитии.

Логопед для четырехлетнего ребенка

В 4 года логопедическая работа необходима, если:

- малыш плохо выговаривает более 4-5 звуков;

- в речи присутствует много дефектов: отсутствует внятность в словах и словосочетаниях;

- сыну или дочке трудно поддерживать диалоги, давать ответы на простые вопросы;

- маленький человек предпочитает молчать;

- речь не развивается (не появляются новые слова, не строятся более сложные предложения, малыш разговаривает на том же уровне, на котором говорил 3-4 месяца назад).

Коррекция речевых расстройств в этом возрасте позволит избежать проблем в детском саду и при подготовке к школе.

Незамедлительная консультация пятилетке необходима, если:

1. Разговорная речь остается смазанной и слишком непонятной.

2. Многие звуки малыш продолжает произносить «по-своему», не может исправлять ошибки, повторяя за взрослым.

3. Присутствует картавость.

4. Есть заикание.

5. Словарный запас слишком скудный.

Логопед в этот период нужен для того, чтобы определить причину и характер дефектов, помочь их исправить. В некоторых случаях родителям рекомендуют перевести ребенка в специальную логопедическую группу в детском саду.

К 6-7 годам следует обращаться к специалистам даже в случае, когда есть проблемы с правильностью произношения хотя бы одного звука. Также логопед поможет, если малыш:

- отвечает на вопросы односложно;

- не может составить простой рассказ по предложенному изображению;

- говорит простыми словосочетаниями, не составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Также стоит показать дошкольника специалистам, если речь начала ухудшаться, возникли проблемы с произношением слов и отдельных звуков, ребенок не может пересказать простые тексты на родном языке, испытывает непреодолимые сложности при запоминании детских стихотворений.

От развития речи напрямую зависит мышление малыша. Не затягивайте с обращением к профессиональным врачам, поскольку с возрастом исправлять пробелы становится все сложнее. А это негативно отражается на обучении и качестве жизни.

Создание речевой развивающей среды для обучающихся младшего школьного возраста (скачать)

Создание развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста (скачать)

Совместная работа учителя, логопеда и психолога в начальной школе (скачать)

Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма (скачать)