Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

Педагогический конфликт: как учителю вести себя с учеником
Избранное

17 сентября 2020

Конфликты – неизбежность, но в педагогическом процессе это возможность для развития ученика. Конфликт, возникающий между учителем и учеником, называется педагогическим конфликтом. Как действовать учителю, чтобы разрешить конфликт с учеником?

 

Почему возникают конфликты

Школа – место, где ребенок или подросток сталкивается со множеством требований и правил. Для него может быть непривычно, скажем, выполнять требования в определенный срок, долго сидеть на одном месте, запоминать много новой информации. Работа учителя состоит как раз в том, чтобы научить ученика жить в этой новой для него реальности. И эта работа не может идти всегда ровно и гладко.

Часто конфликтные отношения учителя и ученика – это индикатор педагогической проблемы. Например, учитель недостаточно объясняет задачи, но не осознает этого и раздражается из-за плохих результатов. Или объясняет слишком сложно, не учитывая уровень учащихся. Или вольно обходится с правилами, «под настроение» наказывает и прощает, заводит любимчиков. Или наказывает, не делая скидку на эмоции младшего школьника.

Особенно часто конфликты возникают у авторитарных учителей, которые смотрят на ученика сверху вниз, не готовы смотреть на ситуацию его глазами, принимать в расчет его внутренний мир, пытаются управлять поведением ученика механически, с помощью «кнута» и «пряника». То же можно сказать и про учителей, которые выстраивают отношения с детьми стихийно, без системного подхода.

Педагогический конфликт чаще возникает в средней и старшей школе, когда дети входят в подростковый период. Один из популярных сценариев – школьник постоянно пытается спровоцировать учителя и срывает уроки. Учитель в ответ выгоняет его из класса, ставит двойки, проводит беседы с родителями. Конфликт учителя и ученика в итоге мешает всем. Причин для такого поведения ученика может быть много: желание самоутвердиться перед одноклассниками, непонимание предмета, уверенность в том, что знания никогда не пригодятся в жизни. Разобраться помогут несколько простых шагов.

Как снять напряжение и агрессию

Излучайте спокойствие и уверенность. Помните, что конфликтом управляете вы – в том числе тем, как на него реагировать. Авторитет учителя проявляется в том, что именно он задает правила игры. Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы ученик успокоился сам. В случае с провоцирующим и срывающим уроки подростком, учителю нужно показать, что провокации на него не действуют.

Покажите ученику, что вы его слышите. Ребенку и подростку важно признание его эмоций. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы погасить агрессию. Для этого хорошо подойдут техника называния эмоций и «эхотехника». Для ее применения нужно прислушиваться, какие слова чаще всего говорит ученик. Это значит, что именно эти слова важны для него, и о них нужно поговорить. Используйте фразы: «я вижу, что ты расстроен», «я думаю, тебе это не нравится», «ты говоришь…», «давай я скажу, как я тебя понял, а ты скажешь – верно или нет». Если подросток срывает уроки, послушайте, что конкретно он говорит в этот момент. Скорей всего, это сводится к одной или нескольким темам, которые его беспокоят.

Направляйте эмоции ученика

Эмоции младшего школьника переменчивы. Со стороны кажется, что он не хочет никого слушать. Но попробуйте переключить его внимание, предложить альтернативу. «Я вижу, сейчас тебе очень хочется… А как насчет…» Тем самым вы даете ребенку самому решить, что ему важнее. Учитель может предложить школьнику, который с ним спорит и его провоцирует, в качестве альтернативы поучаствовать в публичной дискуссии на тему урока, подготовив взвешенные аргументы.

Помните о том, что главное для педагога – не доказать свою правоту конкретному ученику и не изменить поведение ученика здесь и сейчас. Главное – сохранить доверие и показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям. Из-за чего бы ни возник педагогический конфликт, помните, что вы – ролевая модель. С вас так или иначе будут брать пример.

Чего стоит избегать

  • Делать поспешные выводы. Ребенок или подросток может не понять вас, у него могут быть проблемы дома. Может, он устал. Или его задели ваши слова в прошлом. 
  • Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок в начальной школе и средней школе не вполне умеет владеть собой, а значит – нести ответственность за свои реакции. А жесткая реакция может травмировать его психику и усугубить конфликт учителя и ученика
  • Оценивать личность ученика. Важно, чтобы ребенок или подросток понимал: с ним все в порядке. Вы не настроены против него, но есть требования, которые нужно соблюдать.
  • Стыдить. «Все на тебя смотрят», «сорвал урок, доволен?», «ведешь себя как маленький» – все это не решает проблему, а только показывает ученику, что его чувства неправильны и неважны.
  • Угрожать. «Считаю до трех», «придется поговорить с твоими родителями», «еще одно слово, и мое терпение лопнет» – эти реакции неконструктивны, потому что воздвигают стену между вами и учеником. Они сообщают ему, что вы настроены против него.
  • Брать в «заложники» класс. «Если не прекратишь – оставлю всех после уроков» – такая манипуляция опасна тем, что может спровоцировать травлю внутри коллектива и стать причиной недовольства других детей. Это ведет к нарушению учебного союза между детьми и учителем.

Освойте технику обратной связи

Часто проблемы в отношениях учителя и ученика возникают из-за того, что нарушен контакт. Кнут и пряник, похвала и наказание – два классических инструмента для обратной связи. Но ими тоже нужно уметь пользоваться, не травмируя ученика, давая ему возможность поработать над собой и порадоваться за свои успехи.

Источник

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top