Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

1 октября – восстановление работы Иркутской таможни

02 октября 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

1 октября 1861 года после перерыва почти в 70 лет  Иркутская таможня возобновила свою работу

 

История Иркутской таможни ведет свое начало с момента основания Иркутского острога в 1661 году.

Официально таможня в Иркутске была открыта по Указу Царя и Великого Государя Фёдора Алексеевича от 15 апреля 1681 года.

Однако фактически таможенные сборы осуществлялись с начала  1660-х годов. Собирались таможенные сборы служащими съезжей (приказной) избы – органа исполнительной власти при воеводе ими же выдавались проезжие грамоты на явленный товар. В 1670-е г.г. во время реконструкции Иркутского острога здание приказной избы было встроено прямо в стену острога со стороны реки Ангары между главной проезжей башней и угловой башней.

Указом 1681 года был назначен иркутский таможенный и заставный голова, определены его полномочия, и было велено построить специальное здание для таможни - таможенную избу.

В конце XVII века Иркутская таможня вошла в число важнейших сибирских таможен. Значительная роль Иркутской таможни во многом была обусловлена географическим положением Иркутска, лежавшем на основном торговом пути в Забайкалье, Китай и Монголию.

Расцвет первой Иркутской таможни пришелся на конец XVII и первые десятилетия XVIII века, когда сложились условия для караванной торговли с Китаем. Именно из Иркутска в Москву на Большую Московскую таможню в начале 18 века поступало большинство китайских товаров. Важную роль Иркутская таможня играла и в торговых отношениях с Северной Монголией и даже с Бухарой. Еще в 1684 году в Иркутск прибыл первый караван бухарских купцов, насчитывавший около 170 верблюдов.

В XVIII веке в Китай русские купцы вывозили пушнину, а также кожу, сукно, железные изделия, пшеницу. Из Китая ввозили шелк, хлопчатобумажные ткани, фарфор, фаянс, чай.

После открытия в Кяхте новой таможни Иркутская таможня во многом сохранила свои позиции. В отдельные годы, когда пограничная торговля нарушалась, таможенные операции переносились из Кяхты в Иркутск. В системе таможенных органов Иркутская таможня занимала ведущее место. Это было обусловлено тем, что в это время Иркутск превратился во всесибирский торговый центр.

В 1792 г. Иркутская таможня была закрыта и ее деятельность прервалась почти на 70 лет. Однако к 1800 году в Иркутской Губернии действовали Кяхтинская таможня и Цуруханская таможенная застава.

Однако после присоединения к России в 1858-1860 гг. Приамурья и Приморья требовалось поставить надежный заслон от контрабандного ввоза импортных товаров в Россию через Дальний Восток.

Иркутская таможня возобновив  свою работу, сразу же заняла одно из ведущих мест в России. Она получила первый класс так называемой «складочной таможни», который имели лишь 10 из более чем 250 таможен страны.

В XIX веке структура импорта и экспорта несколько изменилась. Место пушнины занял российский текстиль, а место шелка – китайский чай. Через Иркутскую таможню поступало в Россию 38 % чая.

Активизация русско-китайской торговли и постепенное повышение таможенных пошлин на чай вывели Иркутскую таможню на одну из ведущих позиций среди таможен России.

Новый период в истории Иркутской таможни наступил с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали. Железнодорожное сообщение привело к резкому расширению объемов работы и задач таможенной службы в Иркутске.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в октябре 1917 г., отказалась от таможенной политики, проводимой в до октябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли.

В 1928 г. в связи с выносом таможенных операций на линию государственной границы, деятельность Иркутской таможни была признана нецелесообразной. Уже в начале лета 1928 года началось постепенное свертывание работ. 12 ноября 1928 г. вышел Приказ по Наркомату торговли о переводе Иркутской таможни в г. Новосибирск с переименованием ее в Новосибирскую таможню 1 разряда. 1 января 1929 года Иркутская таможня прекратила работу.

26 января 1950 года в связи с ростом товарооборота приказом Министерства внешней торговли Союза СССР № 94 в Иркутске был открыт таможенный пост со штатной численностью 3 человека. Расположился таможенный пост в здании иркутского аэропорта, начальником таможенного поста был назначен Шахназаров Гайк Багдасарович.

Приказом № 566 от 18 октября 1952 года «Об изменении дислокации и штатов таможенных учреждений» Иркутский таможенный пост был преобразован в таможню 3 класса.

К этому времени Иркутск становится крупным транспортным узлом, воздушными воротами в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В 1956 году Иркутск был связан прямыми воздушными сообщениями с Улан-Батором и Пекином. С учетом первостепенной важности соблюдения государственной монополии внешней торговли особое место в деятельности Иркутской таможни принадлежало борьбе с контрабандой.

С начала 70-х годов круг обязанностей таможенников расширяется: к оперативной работе в аэропорту, на почте, иностранных выставках добавилась работа по контракту с контейнерной площадкой на железной дороге. Все чаще таможенники командировались в другие города Сибири: Кемерово, Новосибирск, Усть-Илимск для таможенного оформления там иностранных выставок, багажа иностранных специалистов, артистов цирка.

Особое внимание Иркутские таможенники уделяли борьбе с контрабандой.

Богатый опыт по борьбе с контрабандой в течение многих лет работы был накоплен сотрудниками Иркутской таможни (в настоящее время являющимися ветеранами таможенной службы Иркутской таможни) П.А. Матешик, Г.Н. Просовецкой, Г.Г. Жилиным, В.Г Фалалеевым, И.С. Перелыгиной, А.М. Кравченко др.

На начало 1990 г. численность Иркутской таможни составляла 23 человека. Зона деятельности включала в себя Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский края, Тувинскую АССР, где постепенно активизировалась внешнеэкономическая деятельность предприятий. К концу 1991 года таможенные посты в данных городах обретают статус отдельных таможен.

Весной 1995 года в Иркутской таможне вновь происходит штатная реорганизация: Братский таможенный пост преобразован в Братскую таможню, к ней отходят Казачинско-Ленский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Железногорский таможенные посты.

После реорганизации Иркутской и Братской таможен со 2 февраля 2011 года на территории Иркутской области таможенные операции осуществляет один таможенный орган – Иркутская таможня.

В настоящее время в структуре таможни действуют 10 таможенных постов ( в том числе Иркутский таможенный пост (Центр электронного декларирования), расположенные, практически во всех крупных городах области. Регион ответственности таможенных постов- Иркутская область, а у Центра электронного декларирования –Российская Федерация.

Использованы материалы сайты Сибирского таможенного управления https://stu.customs.gov.ru/folder/128650

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top