Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

21 октября – день рождения Михаила Исаевича Дубинского

21 октября 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

21 октября 1881 года родился  иркутский художник Михаил Исаевич Дубинский.  

 

Родился в г. Иркутске. В 1920 г. окончил Иркутскую государственную художественную студию-мастерскую И. Л. Копылова. С 1933 – член Восточно-Сибирского краевого союза советских художников (ВСКРаССХ), член его ревизионной комиссии. Делегат 1-й краевой конференции художников 1933 г.

Творчество

Рядовым солдатом прошел он русско-японскую и первую мировую войны. На собственной судьбе ощутил преобразования революции и потери гражданской. Как он сам говорил, «долгое время был на отхожих промыслах и все-таки пробился от любителя-самоучки до художника-профессионала», более того, стал во главе художественной жизни 1930-х гг.

Отец семерых детей. Чтобы кор­мить семью, он должен был очень много работать. И чем ему не приходилось зани­маться: яркими узорами расписывать лошадиные дуги, писать афиши и изготавли­вать вывески.

При непосредственном участии Дубинского была организована артель «Гагат». Гагат –особый сорт каменного угля, который художники использовали в художественном оформлении, они его толкли, просеивали через сито (зачастую в этом им помогали члены семей), а потом посыпали фоны вывесок. Основной текст набирался из пластин листового, или сусального, золота, в афишах подешевле при­менялась бронза. На этом мягком глубоко-черном бархатистом фоне шрифт сиял особенно выразительно.

Большую роль в развитии живописного дарования художника сыграло выполнение им многочисленных копий, которые он делал на заказ в большом количестве. Наи­большей популярностью пользовались И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов. Вни­мательно, вдумчиво изучал Дубинский технологию живописи и индивидуальные особенности каждого мастера, учился у них композиции. Надо отметить, что в сту­дию И. Л. Копылова он пришел уже достаточно подготовленным, состоявшимся художником, – ему тогда было 39 лет. Уроки Копылова, конечно, не прошли даром. Творческие установки педагога, его советы ложились на благодатную почву. Дубинскому были близки достижения французских художников в области цвета, а также «ассимилированного импрессионизма» отечественных мастеров. Именно поэтому в 30-е гг. его полотна, яркие и жизнерадостные, нередко попадали под обстрел кри­тики, не раз слышались упреки в формализме, отступничестве от реализма. На 1-й краевой конференции, открывшейся в Иркутске в апреле 1933 г., Дубинский подчер­кивал: «Если говорить о социалистическом реализме, то здесь все зависит от нашей правды. В своем творчестве мы должны передать пафос и романтику нашей стройки, не отступая от повседневной правды. Наша же тематика пока не отвечает сегодняшнему дню...»

В мае 1932 г., после выхода в свет Постановления ЦК ВКПб «О перестройке литературно-художественных организаций» и создании единых творческих союзов, Дубинский вместе с Н. А. Андреевым, А. П. Жибиновым и С. Д. Вигосом был избран в правление Союза советских художников. В это время разворачивается острейшая борьба за дальнейшие пути развития молодого советского искусства. Вставали самые неотложные организационные проблемы, ведь Иркутск был центром Восточно-Сибирского краевого союза с филиалами в Чите, Улан-Удэ, Нижнеудинске и Красноярске. Дубинский был непосредственно занят осуществлением постоянного и планомерного руководства художественной жизнью региона.

В этот период художник переживает особый подъем в творчестве. Он пишет свои самые светлые и вдохновенные пейзажи «Байкал» (1933), «Перед дождем. Ольхон» (1933). Большое распространение в это время получили выездные творческие пленеры, организованные товариществом «Художник». Несмотря на материальные трудности, на то, что не было мастерских, даже оформительские заказы выполня­лись художниками на дому или во временных крохотных помещениях-кладовках, находившихся на улицах Первой и Второй Красноармейских, Зверева и Богдана Хмельницкого, художники жили очень сплоченно. Часто устраивали выставки и их обсуждения, писали совместные постановки, портреты и натюрморты. Особенно плодотворно проходило лето. Имея свою выездную лошадку и ходок на четырех колесах, Дубинский часто приглашал друзей в загородные поездки. Все это в значительной степени обогащало художников, поддерживало живительный дух соревно­вания-соперничества.

В конце 1930-х гг. негативные явления культа личности, затронувшие все сферы жизни, коснулись и искусства. Словно боясь быть непонятным, более того, стать жертвой обвинений в формализме, Дубинский отходит от прежних колористических задач и образов. «Яркие солнечные краски его прежних картин сменились серыми однообразными цветовыми сочетаниями. Качество работ снизилось схематичными деталями,— замечает его друг и соратник А. П. Жибинов в статье к каталогу «Вы­ставки иркутских художников» (1939).

В последние годы жизни, это было как раз накануне Великой Отечественной войны, Дубинский пишет ряд байкальских пейзажей: «Скала Шаманская» (1940), «Сухой Ольхон» (1940), «Ольхон» (1940). Последняя его работа — «Братские пороги» (1941).

Дубинский умер в первый месяц войны в возрасте шестидесяти лет, оставив о себе добрую память как один из тех, кто стоял у истоков развития изобразительного искусства Советской Сибири.

Использованы материалы сайта http://irkipedia.ru/

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top