Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

8 декабря – 348 лет назад, началось строительство Вознесенского мужского монастыря

10 декабря 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

8 декабря 1672 г. в 5 верстах от Иркутска заложен Вознесенский мужской монастырь. Его основателем был схимонах Герасим.

 

В 1669 году, бывшие монастырские крестьяне Знаменского монастыря, из Китойской деревни, четверо братьев Жилкиных, разбили на левом берегу Ангары заимку. Немного спустя, неподалеку от них, старец Герасим устроил небольшую пустынь. К 1672 году к ней были отнесены ближайшие свободные земли близ Иркута, началось строительство небольшой скитской деревянной церкви Вознесения Господня и основание мужского монастыря.

Прибывали новые поселенцы, работающие при строительстве монастыря, а также, осваивая его обширные земельные наделы. Росло поселение, образовав деревню Жилкино, нередко именуемое Подгорно-Жилкино, а также деревня Боково. При монастыре  для крестьянских детей создана школа, одна из первых в Сибири. Позже, в 1725 году, еще одна для изучения монгольского языка.

На обширных землях монастыря добывалась рыба. Ему принадлежали деревня Голоустная, при берегах Байкала; Усольский солерудник, где монахами добывалась соль; Нилова пустынь. Никто не мог рыбачить и охотиться, на этих просторах, без благословения настоятеля. Монастырем оказывалась всяческая помощь и поддержка другим соборам и храмам земли Сибирской.

В монастыре проживал до самой смерти епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Иван Кульчицкий). Именно он добился самостоятельного статуса для православной епархии Иркутска. Похоронен в 1731 году под алтарем Тихвинской церкви, позднее в 1805 году причислен к лику святых.

В 1872 году на землях, выкупленных монастырем у крестьян, началось строительство завода по изготовлению кирпича, маслобойня, построен скотный двор, монашеский скит. На пригорке возле источника, где любил останавливаться святитель Иннокентий, отдыхая на берегу небольшого озера, проходя в Малую Елань, воздвигли церковь, которая в 1876 году была освещена. Источник так и называется Иннокентьевским, а икона святителя и сейчас украшает часовню.

Монастырь был очень влиятелен и велик, мог получить статус Лавры. Кроме первосвятителя Иннокентия, здесь так же в свое время проживали святители Иннокентий Нерунович, Иннокентий Вениаминов, Софроний Кристалевский, часто при монастыре гостила царская семья, жертвуя на содержание. Николай 2 в один из приездов преподнес подарок в виде подсвечника из серебра в 6 пудов.

Тысячи паломников шли поклониться мощам Иннокентия Кульчицкого, приезжая и по суше и морскими путями. Близость московского тракта не позволяла проехать мимо. Народу было так много, что монахами для уединения братии в четырех километрах от монастыря был создан скит, глубоко в лесу, куда вела тайная тропа, известная ни многим, средь болот, сейчас это Михайло-Архангельская церковь.

К началу 19 века, начался медленный распад монастырей и, чтобы как-то сохранить Вознесенский монастырь, духовенство объявило о покоящихся у них святых мощей Иннокентия Иркутского. В это время и сам поселок назывался Иннокентьевским.

В 1894 году началось строительство Великого Сибирского железнодорожного пути. Дорога прокладывалась в зоне земельных владений монастыря. Духовенство согласилось уступить около 70 гектаров земли, на предложенное железнодорожным ведомством, присвоить станции имя первосвятителя Иркутского Иннокентия. 

Быт и уклад, жителей изменился, активно строилось жилье для сдачи в наем прибывающим строителям железной дороги. При основании станции, открываются ремонтные мастерские, улучшилась экономика самого монастыря.

В 1898 году был сдан железнодорожный мост через реку Иркут, и станции присвоено название Иннокентьевская, сейчас это Иркутск-Сортировочный. Первый поезд встретили на станции 27 июля 1898 года.

Разрастается поселок, названный Иннокентьевским, люди приезжали не только из России, но и из Венгрии, Польши, Словакии и других стран, причем семьями. К 1901 году население составляло порядка тысячи, спустя 4 года уже более пяти тысяч, в поселке насчитывалось 474 двора, 7 улиц, 5 переулков. К 1912 году уже более 8 тысяч, по обе стороны железной дороги.

С приходом Советской власти…

В 1920 году Иннокентьевскому поселку присвоено имя Ленина, образован Ленинский район, куда и вошли Жилкино, Боково и Глазково.

В связи с удобным расположением поселка — близость железной дороги и речной путь по Ангаре, решено территорию приспособить под предприятия пищевой промышленности.

История города Иркутска. Вознесенский монастырь (ныне поселок Жилкино Ленинского района) - как создавался и что с ним стало в наши дни

Революция, как и везде, внесла свои коррективы, не обойдя стороной и поселок, в частности, монастырь.

В 1921 году монастырь и красивейшие строения были снесены, мощи святого Иннокентия были вывезены из города, как и внушительных размеров, реквизированные богатства самого храма, а они действительно были немалые, если представить, хотя бы пару икон оклады которых были инструктированные 1750 бриллиантами, а вес самих 45 фунтов червонного золота, то есть более 20 килограммов.

Монастырский поселок и прилегающая деревня превратились в промышленный район города, получив название от деревни Жилкино.

Разрушения и земля полная костей, неотъемлемая часть, некогда огромного монастыря. Приход новой власти, ознаменовался осквернением прошлого, ради серебряного креста или найти несметные богатства, выкапывали могилы, останки сбрасывая в Ангару. Детишки могли, найдя захоронения в богатых одеждах, отломать череп священнослужителя в митре, надеть на палку и так бегать по округе, распугивая прохожих.

В бывшей церкви устраивали кино, танцы. Это была новая эпоха, оскверняя и разоряя могилы знатных купеческих родов, внесших огромный вклад в развитие и историю Иркутска. На территории монастыря, кроме обычных мирян, были захоронения основателя монастыря старца Герасима, останки рода благотворителей, Бутиных, родных рода Трапезниковых и других именитых людей. Возводились роскошные усыпальницы, огромный металлический памятник в виде часовни был поставлен одному из богатейших купцов Ивану Базанову, много пожертвовавшему монастырю.

Только при строительстве пятиэтажки, проводя земляные работы, говорят, находили гробы на гробах и вывозили самосвалы земли с костями, сваливая все в болото и присыпая битым стеклом.

В настоящее время, от построек тех времен остались только школа, баня, гостиница, ризница, библиотека и два братских корпуса, в которых проживают, вселившиеся еще в советское время трудяги мелькомбината. Многих переселили в построенную пятиэтажку, но на их место в намоленных кельях поселились другие, большинство ведущих асоциальный образ.

Перестроенное здание Успенской церкви, при советах служившая клубом. Понемногу монастырь возрождается, но уже вряд ли здесь будет то огромное хозяйство, что было прежде. Рядом стоит крест, под которым покоятся останки последних найденных костей возле церкви и уложенных в три гроба, как братская могила предков, желавших Иркутск превратить в маленький Париж.

Старинные постройки теряются среди запущенности и неустроенности на фоне неухоженного мелькомбината и хмурой пятиэтажки, выстроенной для ее работников. Некогда благодатная здесь земля напоминает теперь заброшенный мрачный поселок.

Отреставрирована только школа, в которой также живут люди. После пожара, случившегося в ней, отстроен второй деревянный этаж, где некогда проживал один из святых — Софроний.

На месте когда-то стоящей Смоленской церкви, теперь полуразрушенные кладовки, мусорная яма. Там, где располагался алтарь снесенной церкви, одинокая лиственница, возможно посаженная по преданию старцем Герасимом.

В предании говорится, что придя в это благодатное место и решив создать здесь монастырь, им были посажены три дерева, как символ веры, надежды и любви. Возможно это и есть одно из них, сохранившееся до наших дней, у корней которого, возник, расцветал и был уничтожен монастырь.

По тем местам, где проходила когда-то каменная ограда, проложена железнодорожная промышленная ветка.

Искатели ценностей и сокровищ до сих пор пытаются время от времени что-то обнаружить, земля перекопана по всей округе. Ищут и подземные ходы. Действительно существует легенда, что с территории монастыря можно было попасть под водой до острова Покосный, при том он создавался просторно, чтобы можно было пройти лошади с повозкой сена. Об этом подтверждает и отец Дионисий, изучив архивные записи, нынешний настоятель храма.

Также не исключено, что подземными коммуникациями была связана вся территория монастыря. На которой располагались множество хозяйственных построек, часовни, несколько церквей, жилые помещения, гостиница, где останавливались золотопромышленники и купцы.

Ни так давно при вскрытии и замены полов, обнаружили скрытый очень вместительный подвал.

Старинные постройки, отданные под жилье рабочим еще в 20-30 годах, имеют статус памятников, но, как и сам поселок, они приходят в негодность и запустение, отсутствуют следы хоть минимального ремонта, в них так же продолжают жить люди. Нет жителей только в цокольных и полуподвальных помещениях. Отлично и на совесть отстроенные монахами здания с крепкими лиственничными дверями приходят к разрухе.

Сама церковь или вернее сказать то, что от нее обезглавленной осталось, досталась Иркутской епархии 1998 году. В августе, архиепископ Иркутский и Ангарский, а также владыка Вадим освятил храм Успения Божией Матери. Настоятелем прихода был назначен священник Дионисий Садовников.

Святой источник, некогда расположенный в часовне и использовавшийся монахами и паломниками, был превращен в советское время в общественный туалет при клубе. Снеся саму часовню, пить из него и брать воду естественно уже нельзя, пришлось бурить скважину и отводить воду в другое место, возведя новую часовню, на месте когда-то возвышающегося Вознесенского собора. Колокольню, она же являющаяся воротами территории храма, расположили на месте Тихвинской церкви, где и хранились мощи святителя Иннокентия до марта 21-го года.

По другую сторону от Успенского храма через московский тракт, проходящий по Жилкино, расположилось МЧС, на месте монастырских конюшен, рядом магазины, в когда-то построенной гостинице для именитых гостей.

В данное время церковь оказывает помощь в досуге детей, при храме организовывают летний лагерь, подопечные прыгают с парашютом в поселке Оек. В планах открыть мужскую гимназию, развести коней, чтобы детей занять.

В годы советской власти в поселке появились ряд предприятий и заводов, такие как мыловаренный, комбикормовый, мелькомбинат, мясокомбинат (ныне не работающий), толевая фабрика. Кстати, здание мясокомбината построено, на монастырском кладбище,и из кирпичей, разобранных монастырских стен, а чугунную винтовую лестницу, ведущую на звонницу монастыря, приспособили в котельную.

В 1978 году построен Нижнеангарский (позже назывался Ново Ангарским), мост, соединяющий с улицей Трактовой, в 2011 переименованный — Иннокентьевским.

https://mystories38.ru

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top