Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

18 декабря – 132 года со дня рождения Марка Константиновича Азадовского

18 декабря 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

18 декабря 1888 г. родился профессор Иркутского государственного университета, ученый широкого круга интересов. Приоритетом научных исследований Азадовского являлась Сибирь: ее литература и фольклор, сибирская этнография и библиография, деятельность декабристов в Сибири – Марк Константинович Азадовский.  

 

Окончил в 1907 г. классическую гимназию. Высшее образование получил в Санкт-Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Уже в студенческие годы Азадовский начал заниматься научной работой. В1910-1912 гг. принимал участие в этнографических экскурсиях Общества изучения Сибири. Организатор и активист библиографической секции этого общества, он собирал материал для указателя «Сибирь в русской журналистике 1891-1900 гг.». В 1914 г., будучи оставленным в университете для подготовки к профессорскому званию, написал статью «Родиноведение и студенчество».

В 1913-1914 гг. Азадовский дважды ездил на Амур. На основе составленных записей фольклора писал первые научные статьи. Работал в журнале «Живая старина» (редактировал «Приложения») и в Комиссии по составлению этнографических карт страны. В соавторстве с С. И. Руденко составлял «Систематический этнографический указатель к трудам путешественников по Сибири». Летом 1915 г. ездил в верховья Лены, где собирал материал по фольклору и диалектологии Восточной Сибири.

С 1918 г. Азадовский работал в должности старшего ассистента, а затем и доцента в Томском университете. Здесь сдал экзамен на ученую степень магистра русской филологии. Затем в должности профессора работал в Институте народного образования в Чите.

С 1923 по 1930 г. заведовал кафедрой истории русской литературы ИГУ.

Это период полемики с этнографами XIX – начала XX в., писавшими об отсутствии в Сибири устно-поэтической традиции. Для того, чтобы доказать обратное, Марк Константинович сплотил силы фольклористов, литературоведов, краеведов, писателей, учителей, студентов. Иркутск 20-х гг. превратился в крупный центр фольклорно-этнографических и краеведческих исследований. Азадовский руководил фольклорными экспедициями, среди которых две поездки в Тункинскую долину (1925 и 1927 гг.). В результате этих экспедиций были открыты семьи сказочников Сороковиковых, Туганиновых, Перьмяковых и выдающиеся мастера Е. И. Сороковиков, Д. С. Асланов, В. Пятницкий.

М. К. Азадовский и Г. С. Виноградов основали первый советский фольклорно-этнографический журнал «Сибирская живая старина». Под руководством Марка Константиновича широко развернулась и издательская деятельность.

В 1922 г. Азадовский выпустил «Ленские причитания» - единственную антологию сибирских плачей. В 1925 г. были изданы «Сказки Верхнеленского края». Последняя работа надолго определила в советском сказковедении тип монографического издания, а имена Н. О. Винокуровой (вып.1) и Ф. И. Аксаментова (вып.2) прибавились к 135 именам мастеров русской сказки, выявленным собирателями конца XIX – начала XX в. Азадовский показал богатство типов сказочников (дидакты, циники, поэты, фантасты, реалисты и др.), изучил художественный образ сказителя, проанализировал его индивидуальную манеру, рассмотрел вопрос о диалектике индивидуального и общенародного в творчестве сказочника. Вступительная статья к «Верхнеленским сказкам» была переработана и издана в Хельсинки в 1926 г.

В 1924 г. в Иркутске вышли «Беседы собирателя» - книга о методике и методологии собирательского дела. Через год последовало второе издание.

Азадовский собирал и публиковал литературное наследство декабристов, часто со своими предисловиями и примечаниями. Он также уделял внимание декабристской библиографии и фольклористике, рецензировал ленинградские и московские издания, изучал врачебную, педагогическую и хозяйственную деятельность декабристов.

В 1925 г. под его редакцией вышло издание «Декабристы в Сибири». Уже в последние годы жизни был закончен монументальный труд «Затерянные и утраченные произведения декабристов». Эта работа заняла 178 страниц «Литературного наследства». В ней была учтена деятельность ста двух декабристов, дано 470 ссылок-примечаний.

Ученый занимался составлением сборников по сибирской библиографии. Ему принадлежат работы «Литература по этнографии Сибири за последнее десятилетие XIX в.» и «Сибирь в русской художественной литературе».

Марк Константинович был выдающимся историком сибирской литературы. С 1929 по 1937 г. он редактировал отдел «Литература и искусство» в «Сибирской советской энциклопедии» В 1947 г. вышли его «Очерки литературы и культуры Сибири», куда вошли статьи разных лет. В «Сибирской беллетристике 30-х гг.» было исследовано становление, развитие и значение сибирской литературы.

С 1930 по 1942 г. Азадовский работал в Ленинграде. В этот период ученый занимался, в частности, вопросами историографии. Историографические исследования завершились капитальным трудом – двухтомной «Историей русской фольклористики», законченной в основном до эвакуации в Иркутск и опубликованной посмертно: в 1958 г. (т.1) и 1963 г. (т.2).

В 1942 г. Азадовский вернулся в родной город. Ещё два года он преподавал в ИГУ.

Без сомнения, Марк Константинович был талантливым педагогом. На лекциях он всегда обращался к истории вопроса, подчеркивал его проблемность. Наука открывалась слушателю как процесс, и процесс коллективный. Азадовский с удовольствием переходил от монолога к диалогу, обращался к студентам с «почему?», вдохновлял на поиск ответов. О своих трудах говорил критично; делился со студентами планами, как бы он «сейчас» написал ту или иную работу. Умел выделять талантливых учеников. Многие его студенты впоследствии стали выдающимися учеными.

Азадовский - член Союза советских писателей. За выдающиеся заслуги в области научной и педагогической деятельности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Последние 9 лет (с 1945 г.) Марк Константинович работал в Ленинграде. Скончался Азадовский 24 ноября 1954 г.

После смерти ученого его идеи и начинания продолжили активную жизнь. Собирался фольклор «по следам Азадовского», писались статьи и книги «вослед Азадовскому». И сейчас не снижается интерес к творчеству ученого, исторической судьбе его концепций, гипотез, программ.

Сайт филологического факультета ФГБОУ ВО ИГУ http://filolog.in-site.ru/

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top