Версия для печати

22 января – День войск авиации противовоздушной обороны

22 января 2021

22 января   1942 года приказом Народного Комитета обороны СССР корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания были переданы в полное подчинение командующему войсками ПВО территории страны. Произошло образование авиации ПВО как рода войск противовоздушной обороны. Дата 22 января приказом главнокомандующего войсками ПВО от 25 октября 1996 года была объявлена праздником авиации ПВО.

 

Возникновение и развитие авиации ПВО связано с общим развитием авиации и форм ее боевого применения. В годы Первой мировой войны значительная часть истребительной авиации привлекалась для прикрытия крупных промышленных и административно-политических центров. Выполнение истребительной авиацией этих специфических задач и предопределило зарождение авиации ПВО. В 1916 году в русской армии был сформирован отдельный авиационный дивизион в составе трех истребительных авиационных отрядов (по шесть самолетов) для обороны Петрограда.

В годы Гражданской войны были сформированы истребительные авиационные отряды для обороны Москвы, Кронштадта и Тулы, но их участие было ограничено вследствие незначительного количества боевых самолетов и подготовленных экипажей.

В послевоенный период началось быстрое развитие военной авиации, в том числе истребительной. Совершенствовались организационная структура авиации ПВО, способы боевого применения и взаимодействия с другими средствами противовоздушной обороны. Тыловые объекты предусматривалось оборонять специально выделенными частями истребительной авиации противовоздушной обороны во взаимодействии с зенитной артиллерией, зенитными прожекторами и с использованием аэростатов заграждения.

До Великой Отечественной войны и в начале войны все соединения и части истребительной авиации входили в состав военно-воздушных сил, при этом некоторые из них выделялись для выполнения задач противовоздушной обороны объектов страны.

В январе 1942 года истребительную авиацию, выделенную для обороны объектов, подчинили командованию ПВО страны. Из ВВС было передано 40 истребительных авиационных полков. В мае 1943 года для обороны Москвы, ряда важных объектов Подмосковья сформирована 1-я воздушная истребительная армия ПВО. Дополнительно формировались полки, дивизии, корпуса истребительной авиации ПВО. К концу Великой Отечественной войны истребительная авиация ПВО включала одну армию, четыре корпуса, 24 дивизии (всего около 3200 самолетов-истребителей).

За годы войны она стала одним из основных родов войск ПВО и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия.

Соединения и части авиации ПВО не только выполняли задачи по прикрытию крупных промышленных и политических центров и других районов, но и принимали активное участие в прикрытии войск, объектов фронтового тыла и коммуникаций. С переходом советских войск к широким наступательным действиям они участвовали в обеспечении наступательных операций фронтов, блокировании окруженных группировок в районах Сталинграда (ныне Волгоград), Корсунь-Шевченковского, Будапешта (Венгрия), Познани (Польша), немецкой крепости Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в прикрытии перегруппировок стратегических резервов и переправ через Керченский пролив, Днепр, Вислу, Одер, Дунай и другие. Истребительная авиация Мурманского и Архангельского районов ПВО участвовала в операциях Северного флота по обеспечению проводки конвоев.

Летчиками авиации противовоздушной обороны в период Великой Отечественной войны было совершено около 270 тысяч самолетовылетов, проведено 6787 воздушных боев, уничтожено в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.

92 летчикам ПВО было присвоено звание Героя Советского Союза, а Александр Карпов удостоен этого звания дважды.

Для послевоенного развития авиации ПВО характерно оснащение ее реактивными самолетами, дальнейшее совершенствование системы управления, а также развитие специальной и транспортной авиации.

В конце 1991 года на вооружении войск ПВО находилось около 2220 истребителей-перехватчиков. В результате раздела вооруженных сил СССР, произошедшего после распада Советского Союза, на территории России осталось около 65% сил и средств, которыми располагали войска ПВО Советского Союза. Указом президента РФ от 1993 года на территории России для прикрытия от возможных угроз с воздушного (а в перспективе — космического) пространства было определено 1,5 тысячи важнейших объектов. Из них около 30% должны были прикрываться в общей системе ПВО силами истребительной авиации

На протяжении многих лет авиация ПВО несколько раз передавалась из состава Войск ПВО страны в Военно-воздушные силы и обратно. В 1998 году, после объединения ВВС и Войск ПВО в единый вид Вооруженных Сил, авиация ПВО как самостоятельный род авиации перестала существовать. В 2015 году ВВС вошли в состав Воздушно-космических сил страны.

В разные годы на вооружении авиационных частей ПВО стояли такие легендарные самолеты, как МиГ-1, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и многие другие. С приходом эры реактивной авиации в авиапарк ПВО поступали, сменяя друг друга Су-9, Су-15, Як-28П и другие. На вооружении современных пилотов сейчас состоят истребители МиГ-31, идет разработка самолета следующего поколения — дальнего перехватчика МиГ-41.

Истребитель Су-27, будучи самолетом ближнего и среднего боя, благодаря своим сверхманевренным характеристикам, обеспечивает прикрытие МиГ-31.

Истребительные авиагруппы продолжают сегодня под единым командованием в Воздушно-космических силах эффективно решать задачи по обороне воздушного пространства России. Находящиеся на вооружении истребительной авиации самолеты-перехватчики несут круглосуточное боевое дежурство и способны в считанные минуты уничтожить любой объект-нарушитель воздушного пространства страны или принудить его к посадке. Они регулярно поднимаются в небо при поступлении сигнала о возможных нарушениях воздушной границы, в том числе, при обнаружении метеозондов в стратосфере планеты.

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По данным Минобороны, самолеты НАТО появляются у рубежей России все чаще и чаще: более десяти раз в неделю. Поэтому пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО буквально живут в небе.

https://ria.ru/

Похожие материалы (по тегу)

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии