Ещё в 1886 г. Роллан прочитал роман Л.Толстого «Война и мир». Это произведение оказало на него сильнейшее впечатление. Свое открытие Толстого Роллан назвал «озарением во мраке туннеля». Отныне молодой человек не считал своим призванием научную работу, а мечтал о творческой деятельности. Первыми произведениями, которые создал Роллан, были исторические пьесы.
На весь мир стал известен многотомный роман «Жан-Кристоф», это произведение писатель создавал с 1903 по 1912 г.
В 1915 г. Роллан был удостоен Нобелевской премии «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Считается, что причиной присуждения Роллану Нобелевской премии был именно роман «Жан-Кристоф».
В 1914 г. Роллан написал повесть «Кола Брюньон» – произведение, которое тоже очень быстро стало популярным.
Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. писатель получил только в 1916 г. Это было связано со скандалом: Роллан опубликовал цикл антивоенных статей «Над схваткой». Писатель выступал против политики, которую вели правители, говорил о преступной сущности шедшей тогда Первой Мировой войны. Всю премию Роллан передал благотворительным организациям Франции и Швейцарии.
Политические взгляды Роллана были весьма своеобразны. Писатель избегал сотрудничества с общественными организациями. Роллан не принимал никаких форм насилия, которые свойственны любому политическому строю. Ему были близки социалистические идеи, но диктатура пролетариата, которая установилась в Советской России после революции, казалась ему неприемлемой.
Роллан интересовался индийской философией. В 1929 г. он создал биографию Рамакришны, а годом спустя – биографию Вивекананды.
В 1925 – 1933 гг. Роллан работал над семитомным романом «Очарованная душа».
После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922—1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа — женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.
В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.
В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.
Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928—1949).
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4614-rollan-romen-kratkaya-biografiya