Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема стойкой неуспеваемости учащихся. Трудности в обучении, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 45 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему увеличению их количества. Понятия «школьная неуспеваемость» и «трудности в обучении» тесно связаны с понятием «задержка психического развития». Психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития, обусловленные первичным нарушением в виде органической или функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции, мыслительных операций, слабости мотивационного компонента, эмоциональных трудностей, личностной незрелости, речевых нарушений и в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР.
На семинаре присутствовало 53 педагога-психолога, учителей-логопедов, которые занимаются организацией сопровождения детей с ОВЗ в своих образовательных организациях. На причинах задержанного развития, а также особенностях диагностики детей остановился врач-психиатр территориальной психолого - медико- педагогической комиссии г. Иркутска Столяров Сергей Владимирович. Методист МКУ «ИМЦРО» Гумарова Лариса Григорьевна систематизировала механизмы психического развития, показав причины формирования проблем в развитии когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и регулятивной сфер ребенка. Педагогам была предложена модель коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР. Педагог – психолог, клинический психолог МАОУ г. Иркутска гимназии № 2 Дымовская Марина Анатольевна поделилась опытом использования нарративных технологий в работе с детьми с ЗПР, показав положительную динамику в условиях длительного и системного сопровождения. Педагог-психолог МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 Кузнецова Виктория Евгеньевна представила систему сопровождения обучающихся с ЗПР, предложенную доктором психологических наук Бабкиной Н.В. Педагоги имели возможность получить ответы на все методические и организационные вопросы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.