Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Понедельник, 23 января 2023 18:10

Новое время: 1991-2000 годы

Оцените материал
(0 голосов)

Образование г. Иркутска 1991-2000 гг.

Для того чтобы объективно представить историю развития образования в конце 90-х годов, необходимо вспомнить состояние и развитие экономики в обозначенный период.

 В этот период возникает целый ряд крупных и преимущественно частных финансово-промышленных групп. Они, как правило, создавались московскими предпринимателями, базировались в столице и при этом получали тем или иным способом свои наиболее ценные активы в регионах уже на этапе своего создания. В это время началось формирование бизнес-групп О. В. Дерипаски, ЛУКОЙЛа, «Норильского никеля» и др.

События 19–21 августа 1991 г., ликвидация Советского Союза и новый экономический курс Ельцина – Гайдара коренным образом поменяли социально-экономическое и политическое положение в стране.  Переход от стихийной приватизации 1990–1991 гг. к плановой и законодательно оформленной стал нелегким испытанием для населения. Последствия этого процесса оказались весьма неоднозначными.  Либерализация цен, освобождение цен от государственного регулирования с января 1992 г. Началось насыщение рынка товарами народного потребления, в основном за счет импортных товаров, что привело к массовому закрытию предприятий лёгкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности. Это повлекло сокращение рабочих мест.   

 

Социально – экономические трудности привели к ухудшению демографической ситуации в стране и городе. Предприятия начали избавляться от ведомственных детских садов и школ. В этой сложной экономической обстановке система образования нуждалась в реформе.

Развитие образования – это национальная проблема, от успешности решения которой во многом зависят результаты проводимых в стране реформ. Реформа образования – неотъемлемая ее часть. Первое - важнейшее направление реформы - гуманизация, гуманитаризация образования. Центом реформы является ребёнок, реформа образования проводится для него, во имя него. Второе направление реформы – в новых условиях нужен гражданин – избиратель, налогоплательщик – готовый к осознанному, компетентному выбору. Необходимо учить демократии выпускников, то есть делать выбор. Отсюда – отказ от единообразного, унифицированного образования, переход к вариативному, личностно-ориентированному, к образованию по выбору. Третье направление реформы: развитая страна – развитая экономика.

Образование в этом процессе является приоритетным потому, что только оно может обеспечить единство образовательного пространства – важнейший цементирующий фактор общественного сознания – условие единства, неделимости страны; качественный рост кадрового потенциала экономики, науки, культуры. А это – гарантии повышения качества образования, обеспечение эквивалентности его содержания, это национальные образовательные стандарты.

10 июля 1992 года был принят Закон РФ «Об образовании», который определил стратегию и тактику обновления всей системы образования.  ГлавУНО в 1992 году приняло Концепцию и программу развития образования Иркутской области на период до 2000 года. Учителя с энтузиазмом приняли перемены, активно осваивали и внедряли новые технологии.

Приоритетные направления: переход на вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей получения образования; дифференциация сети образовательных учреждений; дифференциация форм получения образования; переход на развивающее обучение, реализации парадигмы развивающего образования. Обучающимся и родителям предлагается выбор учреждения, профиля образования, программ учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

Образование по выбору, базисный учебный план становятся мощнейшими средствами защиты детей – личности, индивидуальной траектории их развития.

В начальной школе вариативность реализовывалась на двух уровнях: на уровне целостных образовательных систем – традиционная школа и системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова, Занкова; на уровне предметных областей – внутри каждой несколько программ и учебников к ним.

В городе Иркутске 152 класса перешли на развивающее обучение по системе Занкова.  Инновационное пространство в начальном общем образовании г. Иркутска было представлено тремя развивающими системами. Лидерами внедрения развивающего обучения Занкова является Гимназия № 25 под руководством Н.В. Малиновой. Следует отметить наиболее активных педагогов: А.А. Головко, учителя начальных классов СОШ № 21; Л.М. Незнанову, учителя начальных классов СОШ № 40; З.П. Шульгу, учителя начальных классов СОШ № 66; Г.А. Душутину, учителя начальных классов СОШ № 18; Л.А.Толмачеву, учителя начальных классов СОШ № 19; С.И. Иванову, учителя начальных классов СОШ № 24.

Лидерами развивающего обучения по системе Эльконина - Давыдова являлись Л.И. Наймушина  и Т.А. Снегерёва, учителя начальных классов СОШ № 45.

«Школа -2100» внедрялась под руководством Л.А. Шеверевой  и И.Ю. Васильевой.

Центр образования был открыт 23 сентября 1991 года как экспериментальная школа полного дня № 47 с гуманитарно-эстетической направленностью, в которой с первого дня создавались условия для получения как общего, так и дополнительного образования учащихся.

В 1992 году в г. Иркутске появились лицей – школа Кировского района (Лицей № 3); лицей Куйбышевского района (Лицей № 2); лицей Сведловского района (Лицей № 1); гимназия № 44; гимназия – интернат (1991 год). Образование по выбору является центральным звеном реформы образования в России.

 В городе Иркутске появились физико-математические, гуманитарные естественно-научные классы. Заключен договор с ИПИ о совмещенных вступительных экзаменах в ВУЗ. На изучение физики и математики ученикам СОШ № 2 и СОШ № 62 было отведено большее число часов. Кроме того, к изучению математики, информатики и физики были привлечены преподаватели ИПИ. В комиссию по итоговой аттестации включались представители ВУЗов. Результаты экзаменов засчитывались при приёме в ВУЗ.

На базе школы № 62 была создана экспериментальная площадка. Заключен договор с ИГУ, подписанный его ректором Ф.К. Шмидтом, о создании совместными усилиями преподавателей филологического факультета университета и школы № 62 экспериментального «гуманитарного» класса. В разработке и реализации образовательных программ для старшеклассников, предполагающих серьезное углубление знаний учащихся, приняли участие И.М.Кыштымова, А.П. Леонтьев, В.Ф.Мейеров и И.И.Плеханова.

Успешное завершение первого этапа эксперимента и его анализ стали основанием для разработки программы психолого–педагогического эксперимента «Самоактуализирующее обучение», предназначенного для учащихся 5 – 11 классов. Целью эксперимента было развитие творческого потенциала обучающихся в условиях основного образовательного процесса. Для этой цели, кроме коррекции и углубления образовательных программ, И.М.Кыштымовой была создана технология «Самоактуализирующее обучение», предполагающее изменение модели коммуникации: учитель – ученик, при опоре на принципы гуманистической психологии. Принципиальной установкой реализуемой технологии была ее ориентация на всех обучающихся, безотносительно к исходному уровню их знаний и психологического благополучия. Технология была утверждена экспертным советом отдела образования Иркутского области, для ее реализации на базе школы № 62 открыта экспериментальная площадка.

В отличие от первого этапа эксперимента, предполагающего реализацию задач во время занятий по гуманитарным дисциплинам, на втором этапе (1992 – 1999) задачи решались на уроках русского и иностранного языка, литературы, физики, химии, математики и биологии. Все учителя прошли дополнительную психолого–педагогическую подготовку, обучение приемам гуманистической психологии. Активными участниками деятельности экспериментальной площадки стали С.В.Мишуринская,  Е.К.Терских, Н.Ф. Дудина, Л.С.Апарцина, А.П. Воронина, Л. А . Юркова, С. А. Медведева. Р.В., Т.С. Николаева. В создании обучающих программ, предполагающих углубление знаний, и их реализации приняли участие преподаватели университета: проф. В.П.Владимирцев, проф.О.В.Кузьмин, доц. А.П.Леонтьев, доц.И.И.Плеханова, доц. Л.Г.Рябова, доц. М.Я.Рожанский, доц. Т.Я.Янгель.

Успешные результаты деятельности экспериментальной площадки, выразившиеся, в частности, в высоких творческих и академических достижениях школьников (например, в пятом экспериментальном классе была одна «отличница», а через семь лет среди выпускников этого класса было 17 «медалистов», их них 5 «золотых», дети стали победителями городских, областных олимпиад и призерами российских; победителями научных творческих конкурсов и театральных фестивалей) стали основанием организации третьего этапа эксперимента.

Особенностью третьего этапа было внесение изменений в психолого-педагогическую модель обучения школьников, в частности, акцентирование важности реализации принципов культурно-исторической психологии, опоры на процессы инкультурации, усвоение ценностей традиционной культуры.

Деятельность экспериментальной площадки была прекращена в 2005 году в связи с усилением общих процессов унификации образовательных моделей в городе.

5 октября 1992 года. Торжественное введение здания в эксплуатацию, а также официальное открытие СОШ № 77.

1992 год. Издается Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства образования России. – Имеется в библиотеке: 1991 – 2003. – Др. форма. загл.: Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки (с 2003). http://www.vestniknews.ru.

Публикации по освещению важнейших моментов реструктуризации системы образования создают уникальную ситуацию для работы образовательных организаций, созданную на основе нормативных документов, регулирующих внедрение современного педагогического опыта. Практическую ценность публикуемых материалов сможет оценить каждый читатель журнала «Вестник образования России» и его приложения.

1993 год.  Первое профессиональное издание для руководителей общеобразовательных учреждений. Директор школы: журнал для руководителей учеб. заведений и органов образования. http://www.direktor.ru Тематика журнала — управление в образовании. Цель журнала — поддержать директоров школ как управленцев, лидеров, наставников и просто людей, глубоко неравнодушных к своей профессии. Каждый номер содержит интервью, статьи, аналитику об организации учебного процесса, воспитательной работе, дополнительном образовании, уровне подготовки учителей, аттестации и повышении квалификации.

1993 год. В городе Иркутске проведён первый городской конкурс «Учитель года». Победителями конкурса стали Шливинскайте Ирина Иосифовна, учитель начальных классов и Богдан Виктор Владимирович, учитель математики.

В областном конкурсе в 1993 году лучшим был Виктор Богдан, директор школы слепых, участвовавший в конкурсе как учитель математики.

1994 год.   По решению Б.А. Говорина принято решение объединить все районные методические кабинеты в городской методический центр. Возглавила его работу Тарасова Людмила Ивановна. Первое здание методического центра располагалось по улице Франк Каменецкого, 14.

22 декабря 1994г. приказом отдела образования администрации Свердловского административного округа был организован детский клуб. Педагоги клуба перешли на работу в школу №35 с 1 сентября 1994 г. Клуб располагается по соседству со школой в доме № 53.

14 октября 1998 г. регистрационная палата администрации г. Иркутска зарегистрировала МОУ СОШ № 35 как школу среднего (полного) общего образования и школе был выдано свидетельство о государственной регистрации, присвоен регистрационный номер № 1797.

Лицей ИГУ создан 04.07.1995 года на основе договора между администрацией города Иркутска и Иркутским государственным университетом для обучения способных и одаренных детей города Иркутска и до июля 2005 года был его структурным подразделением.

СОШ № 64 в 1995 году присвоен статус школы с углублённым изучением немецкого языка, а в 2005 году – статус школы с углублённым изучением отдельных предметов.

1995-1997г. – была проведена реконструкция старого здания школы № 63 и пристроено новое. Строительство вело АО «Иркутскпромстрой.

В 1997 году в микрорайоне Университетский построено инновационное учебное заведение – МОУ Гимназия № 2. Введена в эксплуатацию СОШ № 57.

1997 г. лицей – школа Кировского района переименован в Лицей № 3; лицей Куйбышевского района переименован в Лицей № 2; лицей Свердловского района переименован в Лицей № 1.

1 сентября 1998 г. введена в эксплуатацию МБОУ г. Иркутска СОШ № 3 - одно из старейших образовательных учреждений города Иркутска. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 3 учреждено в соответствии с постановлением мэра города Иркутска от 21.10.1997 г. №031-06-1632/7 «О создании муниципальных образовательных учреждений администрации г. Иркутска».

В 1999 году школе № 46 был присвоен статус муниципального учреждения среднего (полного) общего образования. Общая площадь помещений 263 кв.м. Проектная наполняемость 250 посадочных мест. Для организации учебно-воспитательного процесса школа располагает 13 учебными кабинетами, спортивным залом 44 кв.м., совмещенным медицинским кабинетом, 2 компьютерными классами, библиотекой и столовой на 70 человек, а также минимальным количеством необходимого оборудования.

Материалы данной статьи основаны на информации, опубликованной на сайте ОО и  представленной  участниками образовательных отношений 1991-2000 г. Автор будет благодарен за все коррективы, факты, уточнения, которые можно направить по электронному адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Прочитано 369 раз Последнее изменение Вторник, 24 января 2023 12:54
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top