Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 21 июня 2023 13:34

Детские сады Иркутска (1980- 1990гг.)

Оцените материал
(0 голосов)

Выполняя решения партийных съездов, отвечая на запросы населения, власти города, органы народного образования совместно с различными ведомствами проводили масштабную работу по расширению сети дошкольных учреждений.  Областной и городской отделы народного образования на повестку дня ставят вопрос о рациональном размещении сети дошкольных учреждений. Начинается работа по изучению потребности каждого населенного пункта и предприятия в дошкольных учреждениях. На основе глубокого анализа составляется план дальнейшего развития сети детских садов. Первоочередное строительство дошкольных учреждений было намечено осуществлять в районах с высоким уровнем занятости женщин в общественном производстве и в районах-новостройках.

 

Несмотря на значительные успехи, потребность в дошкольных учреждениях постоянно росла. Руководство города прилагало максимум усилий для удовлетворения потребности родителей в дошкольных учреждениях.  Строительство дошкольных учреждений бралось под особый контроль, ход строительства широко освещался в печати, по радио и телевидению.

               1981 год- в микрорайоне Байкальском вступает в эксплуатацию детский сад № 18, относящийся к ведомству «Иркутскжилстрой», зав. В.И. Смушкина.

              1982 год- в Ленинском районе открывается дошкольное учреждение № 10, зав. Т.А. Орлова.

              1983 год- в Свердловском районе открывается детский сад № 83, зав. Л.З. Воюш, в Ленинском -детский сад № 148, зав. Л.А. Басова. Целью воспитания того периода гармоническое развитие являлось всестороннее личности ребенка-дошкольника, которое предполагало прежде всего качественное решение задач физического воспитания.

         1985 год-в Правобережном районе на основе долевого участия производственного объединения «Ангара», фабрики валяной обуви, швейного производства открывается детский сад № 82, зав. Г.Г. Михалева.    

Согласно статистическим данным на 1 января 1986 года в городе работало 206 дошкольных учреждений на 31 934 мест, детей в них 39 991. Охват детей от рождения до 7 лет общественным дошкольным воспитанием в городе возрос с 50% (1980 г.) до 69, 7% (1985 г.).       

        1986 год-в Ленинском районе открывается дошкольное учреждение № 150, зав. З.В. Ковалева. Продолжается работа по переводу шестилеток на школьное обучение. Большее количество классов для 6-летних детей было организовано при школах.

            В 1987 году правительство принимает «концепцию перестройки», стержнем данной концепции стала идея перевода жесткого централизованного, планового государственного хозяйствования на рыночную товарно-денежную основу (в рамках социализма). Система дошкольного воспитания в городе продолжает развиваться, вводятся в эксплуатацию новые детские сады.

           1987 год- в Кировским райОНО открывается дошкольное учреждение №151, зав. Е.В.Атапина, (ул. Карла Либкнехта, 41А), шефами которого являлись коллективы Торгового комплекса и станкостроительного завода.

           1988 год- открывается детский сад № 74 Масложиркомбината, зав. Г.Д. Захарьева. Первых воспитанников принимают дошкольные учреждения: №153 Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР, зав. Л.В. Картавых; №155 ГорОНО, зав. Н.А. Кошкарева. В Ленинском районе открывается дошкольное учреждение №50 Мясокомбината «Иркутский», зав. С.Н. Забельникова. В этом же году начинает работу детский сад № 156, зав. Е.Г. Литвинцева. Новые дошкольные учреждения возводились по новым типовым проектам с отдельными физкультурным и музыкальным залами, спальнями и игровыми комнатами, озелененными участками, оборудованными для игр и занятий на воздухе, ррассчитаные на 11 - 12 групп, для воспитания детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. С развитием основного типа ясли-сад значительно сокращается в городе количество детских яслей.            

       В 1988 году- в Иркутске насчитывалось 30 учреждений данного типа, в которых воспитывалось 3063 ребенка, в 1989 году - 18 учреждений с контингентом 1860 детей. 

       В Октябрьском   районе расширяет мощности релейный завод, при участии которого в 1989 году вводится в эксплуатацию детский сад № 158, зав. В.А. Куковская; открывается детский сад № 159 ПСО «Иркутскгражданстрой», зав. Е.В. Попова. В этом же году начинает функционировать дошкольное учреждение № 54, зав. А.А. Воробьева.

Вместе C тем начавшийся процесс перестройки обусловил необходимость пересмотра содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Срочно нужен был документ, который бы четко определил программу действий. Таким стратегическим документом стала Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), утвержденная в 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР.

           Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях стал осуществляться на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду», утвержденной в 1986 году Коллегией Министерства просвещения РСФСР. В программе бережно сохранено всё, что оправдало себя на практике. В указанном документе было усилено внимание к физическому и гигиеническому воспитанию, охране жизни и здоровья. Особо обращено внимание на воспитание трудолюбия, выработку навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, а в старших и подготовительных группах элементарных навыков работы в огороде, цветнике, в уголке природы. Акцент сделан на большую преемственность между всеми возрастными группами и первым классом школы.

Для реализации концептуальных подходов нужен был творческий воспитатель, многопрофильный специалист, умеющий работать по-новому и разбираться в финансовых и хозяйственных вопросах. В ответ на запросы времени в 1989 году в педагогическом институте и педагогическом училище вводится: новая дисциплина «Менеджмент управления» и подготовка кадров по второй специальности: руководитель физвоспитания, воспитатель с правом преподавания иностранного языка, руководитель по хореографии. Кабинетом дошкольного воспитания ИУУ внедряется система непрерывного образования дошкольных работников, включающая известные для педагогов курсы повышения квалификации, семинары и новые формы, способствующие личностному и профессиональному развитию: тренинги общения, деловые игры и т.п. Повышению уровня воспитательно-образовательного процесса в детских садах способствовала деятельность, осуществляемая методическим кабинетом ИУУ: методические объединения, семинары, открытые просмотры, школы передового опыта, выставки. Много лет посвятила этой работе методист кабинета Раиса Яковлевна Чистякова педагог с высоким уровнем культуры, инициатор интересных форм обучения слушателей, настоящий профессионал дошкольного дела.

Перестройка работы детского сада потребовала новых форм взаимодействия с родителями. Педагоги, изменяясь, совершенствуясь сами, стали включать родителей в активные формы обсуждения проблем, возникающих у ребенка. Однако новаторству педагогов не суждено было развернуться.

В Концепции было записано: «Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в советском обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства» [33, С.23]. В документе была дана оценка отрицательных сторон современного дошкольного воспитания в стране: доминирование учебно- дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах, сведение всей работы к подготовке детей к школе, недостаточное признание и учёт самоценности дошкольного детства, недостаточное соприкосновение с миром искусства.

Следует отметить, что «Концепция» не сразу была принята дошкольными работниками, вследствие чего, инспекторами, методистами, преподавателями института и педагогического училища была проведена большая работа по разъяснению положений Концепции.

В русле Концепции в деятельность дошкольных учреждений стали внедряться новые формы работы. Это прежде всего развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности (организация дополнительных услуг на договорных условиях, сдача в аренду свободных помещений т.п.). «Концепция» предполагала И гуманизацию Н деидеологизацию всей педагогической работы, создание оптимальных условий для развития личности, основой воспитания дошкольников должны быть общечеловеческие ценности: добро, красота, истина.

На календаре - 1990 год, который вошел в историю как год выживания, невыплаты зарплат, очередей, талонов и дефицита, всё это вызывало недовольство народа, выливавшееся в смуту и митинги. В стране и городе началась конверсия. Например, Иркутское авиационное производственное объединение, чтобы не прекращать производство и не уменьшать число рабочих мест, начинает выпуск пылесосов.

Социальные и экономические деформации, конечно, не могли не повлиять и не отразиться на состоянии народного образования и общественного дошкольного воспитания. Это, прежде всего бедственное материальное положение всех образовательных учреждений. 14 мая 1990 года доведенные до отчаяния учителя страны планировали выйти на забастовку. К бастующим готовы были присоединиться, и дошкольные работники с требованиями повысить заработную плату на 50% всем категориям работников, ввести надбавку за совмещение должностей и сверхурочное время, снизить Нормы педагогической нагрузки с 36 до 30 часов при 5-дневной рабочей неделе, снизить наполняемость групп.

Первой реакцией многих граждан перестроечной эпохи на это явление была, хоть и не вполне веселая, но все же улыбка: «Ну вот, дожили: уже - детсад бастует! Сперва шахтеры, теперь дошкольники» [43, С.9]. Следует отметить, что властям города удалось предотвратить забастовку, изыскать дополнительные средства для сохранения системы дошкольного воспитания и улучшения положения дошкольных учреждений. В создавшейся обстановке резко сократилось финансирование, выделяемое на строительство детских садов, соответственно замедлились темпы роста сети дошкольных учреждений. В 1990 году было введено в эксплуатацию только два сада: в Свердловском районе детский сад № 163, зав. В.А. Фролова; в Ленинском № 51, зав. Т.А. Криворучко. 1991 год - неспокойное время для области и города, полным ходом идет перестройка. Вся страна, а вместе с ней и Иркутская область, вдруг перестала что-либо производить. Из магазинов постепенно пропали товары, население выстроилось в бесконечные очереди. Появились талоны на 15 видов товаров. В этом же году народ наконец понял, что государство его крупно обмануло, затеяв денежную реформу. Миллионы советских граждан оказались разорены.

Дети в своих играх поразительно точно изображали явления непростого времени. Автору пришлось быть свидетелем сюжетно-ролевой игры «Магазин» в одном из детских садов. Дети выстроились в очередь, девочка спрашивает: «Кто крайний, скажите, что я за вами, мне еще в другое место - там дефицит дают».

Дети играли в транспорт, митинги... Вот уж действительно, дети -

наше социальное зеркало. Все лучшее в них от нас, и плохое Дошкольное воспитание оказалось в крайне тяжелом положении, об этом писалось и говорилось в СМИ. Вот мнение Р. Стеркиной (начальника ведущего отдела дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР): «К настоящему времени в сфере дошкольного воспитания сложилась крайне тяжелая ситуация. Остаточный принцип финансирования народного образования привел к тому, что материально- техническое обеспечение дошкольных учреждений находится предельно низком уровне...» [49, С.2-4]. на

тоже.

Строительство новых дошкольных учреждений в городе было

приостановлено, в текущем году было сдано в эксплуатацию только одно дошкольное учреждение №165 треста «Востоксибсантехмонтаж», зав. Л.З. Воюш. Предприятия города, задавленные налогами, вынуждены были сокращать средства на содержание социальной сферы, избавляться от

детских садов как от балласта.

Именно с 1991 года в городе начинается процесс передачи дошкольных учреждений на баланс муниципальных органов. Около 20-25 % дошкольных учреждений города принадлежали органам управления образованием, остальные различным ведомствам. Одним из первых муниципальным дошкольным учреждением стал детский сад № 35 Слюдфабрики.

Начинается перепрофилирование дошкольных учреждений: в июне 1991г. решением отдела народного образования Иркутского горисполкома на базе детского сада № 162 был открыт «Реабилитационный центр детский дом - сад для глухих и слабослышащих детей», директор Л.Е. Куцая, заместитель - Л.Г. Минзак. Контингент воспитанников составили дети с нарушением слуха из четырех дошкольных учреждений города: детского дома № 3, детских садов №№ 121, 87, 162. Обучение и воспитание детей осуществлялась на основе программы Э.И. Леонгард «Реабилитация детей с нарушениями слуха и их интеграция в обществе слышащих».

Не получая необходимых дотаций от государства, дошкольные учреждения «выживали» за счет самостоятельной финансово- хозяйственной деятельности. Право на её ведение было получено документом «Временное положение о дошкольном учреждении» (август, 1991 г.). В рамках данного документа каждое дошкольное учреждение организовывало свою деятельность на основе утвержденного Устава, составленного совместно с родителями. Устав определял режим работы учреждения, организацию питания, виды дополнительных услуг и др. Коллективам детских садов было предоставлено право на свободную творческую деятельность, на поиск новых эффективных форм организации жизнедеятельности детей.

В детских садах начинают организовываться группы по изучению иностранного языка, развитию музыкальных способностей, спортивные кружки и т.д. и изобразительных

B сторону демократизации изменилась система управления общественным дошкольным воспитанием, дошкольные учреждения стали работать на принципе самоконтроля и доверия. Заведующие дошкольными учреждениями меняли стиль работы с коллективом, работа строилась на

основе разумного сочетания коллегиальности и самоуправления. Обозначенные тенденции потребовали усиления методической работы

с кадрами. Органами народного образования были организованы курсы по

переподготовке руководящего состава и воспитателей.

Сложной проблемой для многих педагогов являлась переориентация отношения к ребенку: от формально-дисциплинарного к использованию всех форм общения взрослого не «над» детьми, а «вместе» с ними.

Именно в этом году особо сложно было решать вопросы охраны здоровья детей, их физического развития. Для качественного решения задач физического воспитания руководители дошкольных учреждений находили спонсоров для приобретения необходимого медицинского и физкультурного оборудования, активно привлекали родителей организации оздоровительных групп для часто болеющих детей. K

С учётом опыта мировой практики в городе был разрешён приём детей с отклонениями в развитии в группы здоровых детей для более успешной их реабилитации, для предотвращения возникновения у них чувства ущербности и социальной изоляции.

В дошкольных учреждениях продолжали открываться логопедические группы, к концу 1991 года в городе уже насчитывалось 87 логопедических групп.

Единая программа для всех дошкольных учреждений не соответство

вала современной ситуации, время требовало вариативных программ, более

гибких, поддающихся систематическому обновлению, учитывающих состоя

ние общественной жизни страны и особенности региона.

Министерство образования РСФСР предложило ввести вариативные программы двух типов:

- общеразвивающие (базисные); специализированные (по отдельным видам деятельности, учитывающие потребности родителей и современной школы) [40, С.2-31].

Несмотря на сложности времени, коллективы дошкольных учреждений продолжали работать, осваивали новые формы и методы работы с детьми, создавая оптимальные условия для развития детей, которым предстояло жить в ХХІ веке.

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление

рыночной реформы.

Прочитано 249 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top