Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 21 июня 2023 13:39

Развитие дошкольного воспитания Иркутска (1960- 1986гг.)

Оцените материал
(0 голосов)

Актуальной проблемой для дошкольных учреждений остается подготовка детей к школе. В декабре 1976 года инспекция ОблОНО и методисты ИУУ проверили состояние подготовки детей к школе в детских садах Иркутска. Анализ показал, что в 141 дошкольном учреждении города воспитывается 27 тысяч детей, в том числе детей шестилетнего возраста 5,5 тысяч, выпускники детских садов составили 78,8% первоклассников (по стране 72%). Проверяющие констатировали, что качественный состав кадров удовлетворительный, 95% заведующих и воспитателей имеют высшее или среднее специальное педагогическое образование (по области 79%).

 

Решаются вопросы о постепенном переводе детей шестилетнего возраста к обучению в школе. На совещаниях разного уровня обсуждались вопросы об оптимальных условиях для повсеместного введения обучения с 6 лет, о формах обеспечения преемственных связей между детским садом, школой и семьей. В начальном школьном и дошкольном сообществе развернулась дискуссия по ряду вопросов. Где лучше обучаться шестилеткам в первых классах при школах или в привычной обстановке в детских садах? Кто будет обучать - воспитатели или учителя, ведь дети 6 лет имеют свои возрастные особенности? Первые классы начальной школы стали открываться на базе дошкольных учреждений, более приспособленных для обучения и воспитания детей этого возраста, однако не все учреждения могли принять всех детей. Вместе с тем городскому отделу народного образования было предложено продолжить работу по максимальному охвату шестилетних детей общественным дошкольным воспитанием; особое внимание в обучении уделить индивидуальной работе с детьми, используя эффективные методы обучения.

Была дана установка и на улучшение медицинского контроля, в частности на организацию оздоровительных мероприятий для лечения детей с хроническими заболеваниями, на проведение в детских садах корригирующей гимнастики. Дошкольным учреждениям города было предложено продолжить работу со школой по вопросам преемственности обучения и воспитания детей.

В декабре 1977 года в здании ИУУ по ул. Российская, 21, проходит областная научно-практическая конференция «Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста». На пленарном заседании выступил зав. совершенствования ОблОНО Л.П. Меньшиков с докладом «Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста в свете решений ХХV съезда КПСС». На конференции работало несколько секций: сестер-воспитателей (председатель Р.А. Табакова, - инспектор ОблОНО); воспитателей (председатель педагогики младших и средних групп В.П. Пушмина, преподаватель кафедры дошкольной психологии ИГПИ); воспитателей старших и подготовительных групп (председатель Л.Г. Токарская, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ИГПИ); руководителей детскими садами (председатель Н.Н.Мирошниченко, директор дошкольного педагогического училища № 2). Было прослушано более 30 докладов.

Стимулом для качественной работы дошкольных коллективов являлись социалистические соревнования на лучшую постановку воспитательной работы. Неоднократно победителем становился детский сад № 101 треста «Иркутскжилстрой», зав. В.И. Смушкина, на базе которого в 1977 году было проведено совещание Министерства образования СССР по вопросам дошкольного воспитания.

В 1979 году на базе дошкольных учреждений области и города прошло зональное совещание по дальнейшему развитию общественного дошкольного воспитания в районах Сибири и Дальнего Востока. Были отмечены успехи области и города в организации работы с дошкольниками, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии.

Широкое распространение получает система работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых преподавателя кафедры дошкольного воспитания ИГПИ Л.А. Мишариной. Экспериментальное исследование по данной теме проводилось в дошкольном учреждении №133, зав. В.И. Щербакова.

В городе продолжают развиваться специализированные дошкольные учреждения. Так, в 1980 году детский сад № 71 получил статус коррекционного сада, и основной программой для обучения его воспитанников стала программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П. Савельевой

В этот период большое внимание уделяется проблеме развития речи, в дошкольных учреждениях города начинают организовываться логопедические группы. Например, первая логопедическая группа в микрорайоне Юбилейном была открыта в детском саду № 58.

Дальнейшая стратегия развития системы дошкольного воспитания была определена документом «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года»: «Улучшить питание и обслуживание детей в дошкольных учреждениях. Предусмотреть дальнейшее развитие сети и улучшение работы детских садов и яслей... особенно в районах с высокой занятостью женщин B общественном производстве. Построить дошкольные учреждения не менее чем на 2,5 млн. мест».

Следует отметить, что в рассматриваемый период большую часть расходов на содержание одного ребенка брало на себя государство. Об этом свидетельствуют цифры: в 1985 году на содержание одного ребенка в детском саду в год расходовалось более 500 рублей, в детских яслях свыше 600 рублей, 80% этих расходов оплачивалось государством.

Во все времена проблема детского здоровья всегда актуальна, вот и в 70- е годы идут поиски наиболее оптимальных возможностей для сохранения и поддержания здоровья и физического развития детей. На улучшение постановки физического воспитания в дошкольных учреждениях были направлены усилия всех сотрудников дошкольной сферы. К этому времени в ряде детских садов сложилась определенная система в работе по оздоровлению и закаливанию детского организма, развитию Двигательной активности, организации рационального питания. Ряд дошкольных учреждений реорганизуется, в них открываются специализированные группы. Примером реорганизации является детский сад № 25 (зав. А.Т. Попова), в учреждении стали функционировать две группы для детей с нормальным уровнем развития, две группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Через год детский сад станет полностью специализированным, только для детей с нарушениями ОПД

Хороших результатов по данному направлению достигли ясли-сады №№ 63, 76, 84, 101, 122, 128, 131, 138, 143, 147 и др. В городе стал активно изучаться и внедряться опыт ясли сада № 55 зав. 3.С. Турчанинова. Коллективом дошкольного учреждения под руководством преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ИГПИ Г.Н. Олонцевой была проведена большая работа по охране здоровья и физического развития детей. Своевременно были приобретены с помощью шефов аппараты УВЧ, тубусный кварц, кварц для группового облучения, лампы «Солюкс», аппарат «Здоровье» для приготовления кислородных коктейлей использовался и др. В детском салу комплекс мероприятий, направленный на снижение заболеваемости детей: разные виды закаливания, система физкультурных занятий, прогулки в любую погоду, спортивные игры и досуги совместно с родителями и др.

В плане эстетического воспитания приоритетным являлось развитие творческих способностей в разных видах художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, речевой. Педагоги дошкольных учреждений внедряли Новые интересные формы и Методы по эстетическому воспитанию: ознакомление с художественной литературой (№№75, 92, 97, 143); ознакомление со скульптурой как монументальной, так и малой формы (№№ 101, 147); система организации выставок произведений искусства (№№ 8, 58, 96, 151) и многое другое. На методических объединениях изучался творческий опыт работы музыкальных руководителей Л.А. Плотниковой (№ 77), А.Ю. Берковиц (№24), Л.И. Горбуновой (№143).

Большое место в деятельности дошкольных учреждений занимала работа с родителями. Безусловно, менялся характер общения родителями, апробировались новые формы сотрудничества с   ними. Прочно входили в жизнь родительские собрания, родительский всеобуч, школы молодых родителей, вечера вопросов и ответов, лектории, университеты педагогических знаний, широко изучался и распространялся опыт положительного семейного воспитания. Следует отметить, возможности получения что в настоящее время, когда возросли полезной информации, родители также нуждаются в умном педагогическом общении, и названные формы взаимодействия вновь актуальны и востребованы.

Наш город по праву славится педагогическими дошкольными династиями, которые начинали складываться именно в этот период, мамы передавали дошкольную «эстафету» дочерям: Полина Николаевна и Нина Ивановна Карповы, Галина Семеновна и Ирина Александровна Солодченко, Ольга Николаевна Николаева и Светлана Владимировна Артюшина и др.

В этот период началась профессиональная деятельность 4 сестёр, их «дошкольная биография» начиналась с должности воспитателя. Алла Романовна Попова, инспектор дошкольных учреждений СО РАН Академии наук, Галина Романовна Лобанова, методист по изобразительной деятельности, Лидия Романовна Горбуль, старший воспитатель, Валентина Романовна Пужанская (Ядрешникова)- зав. ДОУ № 116, с 1986 года инспектор по дошкольному воспитанию Октябрьского района. Общий стаж дошкольной работы сестёр составил 130 лет.

Наряду с положительными результатами были и недочеты в организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях: не все возможности были использованы для сохранения и укрепления здоровья детей (лишь 20% воспитанников детских садов были признаны полностью здоровыми); процесс воспитания и обучения маленьких детей не всегда строился с учетом неповторимости и своеобразия личности дошкольника.

Исправлять выявленные недочеты коллективам дошкольных учреждений предстояло уже в новых исторических условиях.

Прочитано 254 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top