Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Пятница, 14 июля 2023 10:27

Нормативно-правовые документы развития дошкольного образования 1992-2002 гг.

Оцените материал
(0 голосов)

           Не получая необходимых дотаций от государства, дошкольные учреждения «выживали» за счет самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Право на её ведение было получено документом «Временное положение о дошкольных учреждениях» (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 119). В рамках данного документа каждое дошкольное учреждение организовывало свою деятельность на основе утвержденного Устава, составленного совместно с родителями. Устав определял режим работы учреждения, организацию питания, виды дополнительных услуг и др. Коллективам детских садов было предоставлено право на свободную творческую деятельность, на поиск новых эффективных форм организации жизнедеятельности детей. Определило в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.  В детских садах начинают организовываться группы по изучению иностранного языка, развитию музыкальных способностей, спортивные кружки и т.д. и изобразительных

 

B сторону демократизации изменилась система управления общественным дошкольным воспитанием, дошкольные учреждения стали работать на принципе самоконтроля и доверия. Заведующие дошкольными учреждениями меняли стиль работы с коллективом, работа строилась на основе разумного сочетания коллегиальности и самоуправления. В сложившихся условиях система народного образования срочно нуждалась в реформировании. 10 июля 1992 года был принят Закон РФ «Об образовании», который определил стратегию и тактику обновления всей системы образования. Продвижение по пути обновления давалось нелегко, много было социально-экономических трудностей и как следствие - ухудшение демографической ситуации в стране и городе. Всё это сказывалось на состоянии дошкольного образования. Так начала складываться законодательная база, которая обеспечивала вариативность программного обеспечения ДОУ

Этот год стал решающим так же в сфере обеспечения и поддержки педагогических кадров, вышедшие в 1992 г. «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» утвердили процедуру проведения аттестации работников дошкольных образовательных учреждений, единую тарифную сетку, обеспечивающую дифференцированную оплату труда, новые квалификационные требования к специалистам дошкольного образования. А разработанные Министерством образования РФ в 1993 г. новые правовые основы повышения качества дошкольного образования привели к выходу «Рекомендаций по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории РФ», определивших задачи и процедуру проведения экспертизы дошкольного образования в форме лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения.

 В рамках Закона РФ «Об образовании» Управление дошкольного воспитания Министерства образования России в декабре 1994 года издает документ «Стратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации», определивший новые направления в деятельности дошкольных учреждений. В стране начался эксперимент по опытному проведению аттестации и аккредитации ДОУ, апробации критериев оценки деятельности ДОУ по формированию государственных требований к дошкольному образованию как основы федерального компонента государственного стандарта. В русле общегосударственных документов в городе проводится широкий спектр мер, направленных на повышение уровня дошкольного воспитания. Органами образования города были проведены совещания по разъяснению задач эксперимента, этапов и процедуры его проведения 

    В 1995 году утверждается новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (предыдущее от 23 февраля 1991 утратило силу), определяющее деятельность всех видов муниципальных ДОУ. Согласно «Положению», дошкольные учреждения города стали проходить процедуру аттестации, результаты которой являлись основанием для получения того или иного вида:

- детский сад;

- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

- детский сад компенсирующего вида осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида;

- центр развития ребенка детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

3 июля 1998 года Государственной Думой принят Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка. Настоящий Федеральный закон устанавливал основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации столкнулось с проблемой, когда дошкольным учреждениям были принудительно навязаны определенные программы и технологии. 2 июня 1998 года выходит письмо Минобразования Российской Федерации «О реализации права дошкольного общеобразовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Документ еще раз подтверждал, что ДОУ самостоятельно в выборе программы из вариативных, и уполномочено вносить изменения в нее и разрабатывать собственные программы. Следует выделить два методологических письма Минобразования РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» (от 25.03.94) и «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (от 24.03.95). Целью первого письма являлось упорядочение в организации деятельности образовательных учреждений, осуществляющих одновременное воспитание детей дошкольного и школьного возраста. В письме раскрывались варианты взаимодействия дошкольных и общеобразовательных учреждений и выделяются основания преемственности, которые должны являться ориентирами для развития дошкольников и отправной точкой начального образования (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности. Второе инструктивно-методическое письмо называло программы, которые отражают идеологию педагогики развития и рекомендует их к работе в ДОУ.

Прочитано 277 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top