Версия для печати
Пятница, 14 июля 2023 10:29

Развитие дошкольного образования г. Иркутска в 1992-2002 гг. (ч.2)

Оцените материал
(0 голосов)

1997 год - область, город живут так же, как и вся страна перед кризисом 1998 года, по-прежнему острыми остаются проблемы, связанные с финансированием народного образования. Проблемы дошкольного образования продолжают обсуждаться на различных уровнях: на конференциях, на собраниях коллективов ДОУ родителей.   Коллективы дошкольных учреждений прилагали максимум усилий, чтобы «выжить» и сохранить бесценный опыт дошкольного воспитания, накопленный веками. «Выжить» это значит, сориентироваться в особенностях времени и вовремя перестроить свою работу, на основе новых подходов к процессу воспитания и обучения дошкольников.

 

Как показывает история, дошкольные работники оптимистичная и креативная часть населения, благодаря их активности самая система дошкольного воспитания продолжала развиваться, несмотря на тяготы времени.

Вот и в этот период, чтобы «выжить», в ряде детских садов города в условиях свободы творчества вводятся дополнительные образовательные услуги: обучение иностранному языку, хореографии, плаванию, играм и занятиям на компьютере; организуется работа кружков художественно- эстетического цикла, спортивных и оздоровительных секций, игры и занятия с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.

В 1997 году при согласовании профессионального образования РФ, главным управлением народного с Министерством общего и образования Иркутской области был издан приказ «О проведении эксперимента аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений», Задачи по апробации рекомендаций, выработке механизма эксперимента: апробация порядка и процедуры проведения аттестации аккредитации ДОУ, апробация критериев оценки деятельности ДОУ, формирование на базе указанных критериев и государственных требований к дошкольному образованию как основы Федерального компонента государственного стандарта.

Четыре дошкольных учреждения города включились в эксперимент: № 28 (зав. Л.С. Богданова), № 77 (зав. И.А. Давидзон), № 101 (зав. Л.Ф. Петрова), № 165 (зав. Л.З. Воюш).    Именно в этом году по итогам аттестации ДОУ № 101 (зав. Л.Ф. Петрова, методист Н.В. Усольцева) первым в городе получает статус «Центр развития ребенка».

В силу разных причин значительно возросло количество детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. В связи с этим в городе был организован научно-методический совет по коррекционно- педагогическим проблемам (13.01. 1997г.), функциями которого являлись изучение и обобщение опыта психолого-педагогического обследования детей, внедрение эффективных диагностических методик, контроль за деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий в разных видах ДОУ, оказание лечебно-психологической и педагогической помощи. Задачи реабилитации, коррекции здоровья детей стали решаться путем создания   сети специализированных групп в дошкольных учреждениях. Начиная с 1997 года, коллективы дошкольных учреждений Иркутска принимают участие во Всероссийском конкурсе «Детский сад года». Победителями в разные годы становились детские сады: № 139 (зав. Г.А. Исмагилова), № 165 (зав. Л.З. Воюш), № 28 (зав. Л.С. Богданова), № 68 (зав. Н.А. Татьянушкина).

1998 год также оказался нелегким для страны, в августе разразился экономический кризис. Как и по всей стране, в Иркутской области закрываются предприятия, частные фирмы, банки... Резко падает благосостояние населения. Область спасает только то, что немалую долю в экономике региона составляет экспорт. Властями области и города делается всё, чтобы улучшить ситуацию.

Передача дошкольных учреждений в целом сыграла положительную роль в сохранении детских садов, но появилась другая тенденция муниципалитет буквально «захлебнулся» от такого количества детских садов, содержание которых полностью легло на плечи муниципальных органов. Начались проблемы с финансированием и материальным обеспечением дошкольных учреждений.

Новые условия хозяйствования потребовали от дошкольных учреждений большей оперативности и гибкости в решении всех вопросов. Многие детские сады в связи с уменьшением количества воспитанников вынуждены были переоборудовать групповые помещения. Например, в ДОУ № 165 появились спортивный зал, изостудия, зимний сад, фитобар. Большую известность получил опыт работы изостудий ДОУ № 101 (руководитель Т.А. Селезнева) и № 151 (руководитель Н.И. Пугачева).

Для эффективной организации образовательной деятельности, координации и контроля работы образовательных учреждений в апреле 1998 года был образован орган управления образованием - Департамент образования комитета по делам горожан администрации г. Иркутска. Департамент образования возглавила Нина Алексеевна Алаева. Благодаря её организаторским способностям и высокому профессионализму, успешно решались многие проблемы образовательных учреждений в период выхода страны из кризисной ситуации.

Для координации деятельности дошкольного образования в структуре Департамента образования впервые был организован отдел дошкольного образования, возглавляемый начальником Галиной Александровной Ицковой. В состав отдела вошли главные специалисты округов: Галина Николаевна Свиридова (Свердловский). Тамара Федоровна Невгус (Правобережный), Надежда Алексеевна Зыкова (Октябрьский), Галина Ивановна Акулова (Ленинский).  

С 1999 года начинается постепенный выход системы образования из кризисной ситуации. Начинает увеличиваться охват детей дошкольным образованием, появляется повышенный спрос родителей на устройство детей в ДОУ, причем востребованными становятся группы для детей до 3- х лет (не все родители могли использовать отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет). К сожалению, группы для детей раннего возраста за последние годы были закрыты, была утрачена предметно-развивающая среда, имеющая свою специфику. Были переквалифицировались, либо уволились. Перед люди либо дошкольным образованием города встала острая проблема возрождения практики растеряны кадры: раннего детства. Для развития творческой инициативы, распространения передового опыта, повышения престижа дошкольной профессии в апреле 1999 года кафедрой дошкольной педагогики и психологии ИГПУ проводится научно-практическая конференция, посвященная 100-летию А.П. Усовой. Было заслушано 66 докладов по актуальным вопросам дошкольной педагогики и психологии.

В условиях демократизации и развития рыночных отношений изменяется образовательное пространство, вводятся государственные образовательные стандарты (ГОС), которые, по мнению учёных, гарантируют необходимое для общества качество образования. ГОС включает федеральный и национально-региональный компоненты. В связи с новыми образовательными стандартами ДОУ города начинают разворачивать экспериментальную деятельность по развитию новых форм и содержания дошкольного образования. Организация и результативность эксперимента нуждались экспертной оценке B теоретического и практического соответствия. Это явилось одним из направлений работы открытого в июле 1999 года муниципального центра информационно-методического и психологического обеспечения.

Продолжая лучшие традиции международного общения, коллектив ДОУ № 54 (руководитель А.А. Воробьева) в 1999 году становится дипломантом международного конкурса ЮНЕСКО «Красивая школа».

В 2001 году коллективы ДОУ № 63 (заведующая И.В. Полехина, старший воспитатель Т.А. Падерина); ДОУ №158 (заведующая В.А. Куковская, зам по УВР И.А. Урбанович, старший воспитатель Ю.Е. Лесникова), принимают активное участие в обмене педагогическим опытом с коллегами из Польши (г. Ченстохова), Германии (г. Пфорцхайм), Италии (г. Виченца).

Участником международного проекта стал коллектив ДОУ № 28 (заведующая Л.С. Богданова), музыкальные руководители И.Г. Оверчук, Л. В.  Богданова представляли педагогический опыт в г. Шеньян (Китай). Для развития творческого потенциала педагогов ДОУ и повышения качества образовательного процесса ежегодно начинают проводиться городские и областные конкурсы - смотры: «Учитель года», «Учитель физкультуры» и др. Дошкольные работники, наравне с учителями школ демонстрируя свое мастерство и творчество, становятся победителями конкурса «Учитель года», в 1999 году финалисткой стала воспитатель ДОУ № 28 А.В. Каблова. В 2001 году победитель конкурса «Учитель года» - музыкальный руководитель ДОУ № 101 О.Н. Бабитинская. Введение новых форм дошкольного образования повлекло за собой необходимость изменения и обогащения развивающей среды групп. В 2002 году в смотре конкурсе на лучшую организацию предметной среды лучшим был признан проект ДОУ № 36 (заведующая А.Н. Протасова) «Построение предметно развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования». Активно продолжал работать городской дошкольный методический кабинет. Организованные им курсы помогали осмыслить всё то новое, что появилось в работе с дошкольниками, приобрести практические умения, освоить нетрадиционные формы и методы дошкольного образования.

Дошкольное образование города в период перехода к рыночной экономике продолжало развиваться благодаря чёткому руководству всех ветвей власти, тесному взаимодействию всех специалистов дошкольного звена, а главное умению практических работников идти в ногу со временем, оперативно и творчески вносить коррективы в собственную деятельность.

Педагоги детских садов продолжили лучшие традиции предшественников, творчески отнеслись к организации воспитательно-образовательного процесса, внедряя новые технологии и программы. Благодаря развитию новых форм дошкольного образования многим детским садам города удалось сохранить помещения и кадровый потенциал, a также привлечь к разным формам воспитательно-образовательной работы тех детей, которые не посещали ДОУ. Вопреки трудностям, усилиями работников дошкольного образования были сохранены достижения прошлых лет

Прочитано 309 раз

Похожие материалы (по тегу)

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии