Цель: создание условий для роста профессиональной культуры и мастерства, развития инициативы для реализации творческого потенциала педагогов образовательных организаций города Иркутска.
Целевая аудитория: учителя начальной школы, биологии, экологии, географии, байкаловедения, педагоги дополнительного образования и молодых специалистов.
Организаторы:
Аптекина Лариса Александровна, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО», Владимирова Марина Николаевна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии и начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75..
Партнеры:
Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный экологи Иркутской области, руководитель Ассоциации «Байкальская экологическая сеть», завдующая сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ; Никулина Наталья Александровна, доктор биологических наук, профессор, ФБГОУ ВО «ИГАУ им. А.А. Ежевского».
Междисциплинарный очный интегрированный семинар-стажировка для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива реализации экологического образования» состоялся 02.11.2022 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75. Присутствовали в 2022 г – 57, в 2023 г. – 63 участника.
В приветственных словах Владимирова Марина Николаевна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО отметили актуальность и последовательность данной темы семинара-стажировки, который традиционно (уже на протяжении 10 лет!) подводит своеобразный итог деятельности педагогов естественников, с целью знакомства с технологиями исследовательской и проектной деятельности. Педагоги СОШ № 75, обладают значительным опытом работы в реализации этой деятельности.
Никулина Наталья Александровна, доктор биологических наук, профессор, ФБГОУ ВО «ИГАУ им. А.А. Ежевского» презентовала сборник учебно-методического пособия «Особенности преподавания курса «Байкаловедение» по материалам конференции региональной методической школы. УДК 556.55(282.556.34) ББК 26.222.6р
Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист эколого-туристского отдела МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО. Наградили педагогов-экологов за активную природоохранную деятельность и подвели итоги муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023».
Участникам семинара были предоставлены содержательные проекты и методические разработки научных сотрудников и педагогов Иркутска.
Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный экологи Иркутской области, руководитель Ассоциации «Байкальская экологическая сеть», заведующая сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО представили реализацию регионального проекта по байкаловедению «Развитие регионального проекта «Экопрактикум на Байкале» в природоохранной зоне оз. Байкал во время проведения эколого-туристских и краеведческих практикумов, а также реализацию курса «Байкаловедение» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновациионного регионального компонента экологического образования естественнонаучной области».
Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист эколого-туристского отдела МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества доложила о программах и мероприятия дополнительной эколого-туристской и волонтёрской деятельности «Дворца творчества».
Еремеева Наталья Сергеевна, директор и Грудинина Анна Аликовна, куратор образовательной программы благотворительного фонда «Подари Планете Жизнь» показали новые возможности взаимодействия с НКО региона для расширения спектра инновационных технологий».
Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии и Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии и начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 поделились опытом работы по организация проектной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной организации в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС.
Зеленкова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества доложила о замечательных заслуженных успехах иркутских школьников на региональном этапе Всероссийского открытого молодёжного водного конкурса.
Мишарина Евгения Александровна, к.б.н., зав. кафедрой зоологии беспозвоночных и гидробиологии биолого-почвенного факультета ИГУ в прошлом году обозначила важную тему «Взаимодействие школы и ВУЗа как форма социального партнёрства (на примере проектной деятельности)».
Сизых Светлана Витальевна, к.б.н., директор и Бутакова Татьяна Юрьевна, начальник отдела экопросвещения ботанического сада биолого-почвенного факультета ИГУ в прошлом году раскрыли актуальную тему «Образовательные программы, экскурсии и мероприятия ботанического сада биолого-почвенного факультета ИГУ».
Шитикова Ирина Николаевна, заведующий; и Пантюхова Наталья Валерьевна, старший научный сотрудник; Васильева Татьяна Александровна, старший научный сотрудник отдела природы в прошлом году представили обзор по мероприятиям отдела природы ГАУК Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского.
Гнездилова Зоя Юрьевна, к.пс.н., преподаватель МКУ ИМЦРО в завершении пленарной части семинара-стажировки обобщила требования к проектно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС.
Далее, в практической части педагоги представили открытые уроки и мастер-классы по формированию исследовательской и проектной деятельности школьников.
Валеева Эльвира Камиловна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 пригласила на открытый по обществознанию в 11 классе «Экология и бизнес», в прошлом году был проведён открытый урок обществознания в 10 классе «Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты в Иркутской области».
Кудряшова Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела открытое внеклассное занятие «Пусть завтра на планете будет чище, чем сегодня!».
Вологжина Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 в прошлом году провела с группой десятиклассников мастер-класс по этапы работы над проектом «Война и экология: исследовательская деятельность на уроках истории».
Кумукова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Экологическая безопасность».
Исакова Алена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Эко-бумажная фантазия».
Владимирова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования и Горовая Светлана Владимировна, учитель физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провели мастер-класс «Через творчество и ЗОЖ – к экологическому воспитанию».
Рынина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 в прошлом году провела с учениками 3 класса Открытое внеурочное занятие «Здоровое питание школьника».
Харченко Лариса Николаевна, учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Загрязнители почвы и их опасность для человека», в прошлом году был проведён мастер-класс «Определение качества воды методом химического анализа».
Лебенко Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Проектная деятельность на уроках биологии как средство реализации ФГОС».
Баркевич Алена Владимировна, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, в прошлом году продемонстрировала мастер-класс «Организация работы учебного гидрологического поста».
Мишанина Ирина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «За чашкой чая», в прошло году был проведён мастер-класс «Здоровье вокруг нас».
Шерешкова Елена Михайловна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 24 из опыта работы продемонстрировала ученический проект «От игры к исследованию».
Каменяр Анна Александровна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска Лицей № 2 в прошлом году поделилась опытом работы по формированию метапредметных результатов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Все участники отметили практическую значимость и актуальность обсуждаемых проектов, методических разработок уроков, мастер-классов, многие из которых будут использоваться другими школами.
Проблемное поле:
В условия обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос заинтересованности и эффективного развития исследовательской и проектной деятельности школьников.
Предложения:
1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Объявить прибрежную зону Куркутского залива Малого моря Байкала – зоной экологического мониторинга как со стороны администрации территориальных поселений, так – команд школьников эколого-краеведческого лагеря – практикума клуба «Форт - Росс» и продолжить практико-ориентированную деятельность в развитии регионального проекта «Экопрактикум на Байкале» по формированию функциональной грамотности.
2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).
3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.
5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.
6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования, методическую деятельность педагогов и повышение квалификации работников образования.
7. Продолжить внедрение в учебную программу образовательных организаций регионального компонента по экологическому образованию УМК «Байкаловедение».
8. В 2022-2023 учебном году 48 образовательных организаций написали заявки на апробацию УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс» с использование электронной интерактивной рабочей тетради в режиме работы с цифровым образовательным ресурсом (ЦОР). 48 образовательных организаций получили по 10 учебно-методических пособий курса «Введение в байкаловедение. 5 класс». Всего 480 УМП, издание которых оплатила администрация г. Иркутска.
9. В 2023-2024 учебном году к муниципальной проектно-творческой группе (МПТГ) по байкаловедению присоединились ещё 6 образовательных организаций. Всего количество образовательных организаций МПТГ по байкаловедению в 2023-2024 учебном году - 54. Тема деятельности МПТГ в 2023-2024 учебном году: «Реализация курса «Байкаловедение» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновационного регионального компонента экологического образования естественнонаучной области».
10. В связи с выполнением федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», целью которого является использования цифровых технологий, повышение квалификации педагогов и формирование цифровых навыков обучающихся, необходимо активизировать работу по подключению школ к использованию цифровых рабочих тетрадей по байкаловедению (ЦОР – цифровых образовательных ресурсов) для 5, 6 и 7 классов. В государственном образовании России определенное внимание уделяется региональному компоненту образования и устойчивому развитию регионов - основе устойчивого развития страны (статья 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статья 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Важным аспектом устойчивого развития Байкальского региона является формирование экологического мировоззрения на примере Байкала у поколения, которое через 10-20 лет после окончания школы будет принимать участие в экономическом развитии государства. Озеро Байкал является крупнейшим природным объектом всемирного наследия, природной и социокультурной ценностью, важным звеном в экономическом развитии территории Байкальского региона. Правовые нормы охраны озера Байкал определены Федеральным законом «Об охране озера Байкал» от 02.04.1999 года, с изменениями на 08.12.2020 года. В связи с этим, актуальность программы «Байкаловедение» заключается не только в углублении знаний по географии, биологии и экологии, но и в получении личностных, метапредметных, предметных результатов и региональных ценностных ориентиров, связанных с озером Байкал.