Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Вторник, 23 апреля 2024 10:36

Условия преемственности в развитии связной речи детей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

Формирование личности ребенка предусматривает в качестве одного и условий непрерывность учебно-воспитательного процесса с раннего возраста Особое значение это приобретает в переходных этапах, в частности, при перемене социального положения выпускника детского сада в другое ученика первого года школьного обучения.

Преемственность как понятие имеет широкий содержательный диапазон. Она рассматривается как закономерность, как принцип, фактор, условие, способ и средство развития. Решение центральной задачи, обусловленной современным требованиями общества, развитие речи учащихся комплексный подход к языку как средству общения. предполагает

В качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Меняется парадигма дошкольного образования: не подготовка ребенка к школе, а обеспечение готовности дошкольных учреждений и школ адаптировать образовательный процесс к возможностям и уровню развития ребенка, подхватить и развить то, что заложено на предыдущем этапе детства. В связи с изменением взгляда на природу развития ребенка, в настоящее время перед педагогами стоит задача развитие творческих способностей детей, помогать им самостоятельно искать пути решения поставленных задач.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С.Ушаковой, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Таким образом, совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи. Связная речь высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. А. Выготский отмечал, что в обучении детей связной речи большую роль играет окружающая среда, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Важно организовать развивающий потенциал среды.

Анализ школьных программ выявил ряд требований современной начальной школы к детскому саду как образовательному учреждению: воспитатели должны не только вовлекать детей в развивающую и индивидуальную деятельность, но и применять ее новые формы определение у детей определенных психических качеств и показателей.

Основными требованиями для поступающего в школу являются следующие:

1) владение детьми связной, грамматически и фонетически правильной речью,

2) умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей,

3) выразительно читать наизусть стихи,

4) рассказывать сказки,

5) строить рассказы по сюжетным картинкам или серии картин,

6) речевая активность детей, желание самостоятельно рассказывать, задавать вопросы, общаться, отвечать на вопросы подробно, сложно (М.Р. Львов).

Данная система требований определяет степень готовности ребенка к школе, и являются логическим итогом работы по развитию речи в детском саду. Анализ школьных программ позволил выделить нам требования по развитию речи в начальной школе:

  • на основе раннее приобретенных знаний, умений и навыков ребенок должен самостоятельно составить и грамотно написать простейшее письмо, рассказ,
  • применение грамматических, речевых и орфографических умений в письменных высказываниях, творческих работах.

Учителя начальных классов должны знать, что сделано в области развития речи на дошкольной ступени, чтобы, опираясь на достигнутое, вести учащихся по пути углубления и усложнения уже заложенных знаний. Развитие речи - трудный и длительный процесс, обеспечить который может только преемственность в формировании речевых умений. Как обязательное условие формирования глубоких знаний, устойчивых навыков, обобщенных умений по русскому языку, рассматривается преемственность в обучении между звеньями школы и детским садом. «Речь идет о том, чтобы учителя начальных классов отчетливо представляли, что ждет их сегодняшних учащихся через год или два года, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развитии школьников за прошедшие годы (начальные классы, дошкольное воспитание). Кроме того, по словам М.Р.Львова, «требуется стыковка речевых умения и навыков учащихся»

Преемственность, опирающаяся на внутрисистемные связи в языке, позволяет преодолеть «трудность, которую испытывает ученик при усвоении сложного материала, ... прежде всего трудность включения нового в систему ранее известного» (Сидоренко В.А.) Всякое «новое» должно строиться на базе «старого», необходимы обобщенные ассоциации, что может быть реализовано при:

а) опоре на опыт и имеющиеся знания;

б) постепенном введении «нового» в систему «старого»;

в) постоянном включении «нового» в   практическую (речевую) деятельность.

 «Задача заключается в том, пишет А.В. Запорожец, чтобы глубоко изучить требования современной школы (в ее настоящем и перспективах на ее развития), а также исследовать оптимальные педагогические условия формирования у дошкольников физических и духовных качеств, необходимых для последующего школьного обучения». Формировать духовные качества — значит обеспечить умственную готовность детей к обучению. Готовность предполагает развитие психических процессов и способностей ребенка, память, внимание, воля и главное, мышление и речь. Именно всестороннее речевое развитие ребенка необходимое условие обеспечение единого уровня подготовки детей, принимаемых в первый класс. В первом классе ребенок осваивает новую социальную роль ученик, новый вид деятельности учебный. Прежде всего, возникнет необходимость формировать, а затем формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определяющее влияние на протекание всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру. Понятно, что это достаточно сложная задача. Формировать, а затем тренировать навыки «связной» речи необходимо еще в дошкольном возрасте ребенка, занимаясь этим специально. К речи дошкольника школа предъявляет и другие требования. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям в обучении, особенно в освоении процессов чтения и письма. Поэтому, чем раньше выявлены речевые проблемы, тем раньше можно начать работу по созданию условий безболезненного преемственного перехода дошкольника к школьному обучению.

Анализ практических материалов показал, что преемственность будет успешной, а переход в школу безболезненным, если соблюдены следующие условия:

  • плавный переход от игровой (ведущей) деятельности дошкольника к учебной (создание условий, приближенных к условиям детского сада игровой уголок, прогулки),
  • учитывая природу ребенка, занятия необходимо проводить в игровой форме, использование речевых игр во время занятий способствует формированию учебных умений и навыков,
  • создание эффективной речевой среды,
  • использование наглядных методов, развивающих языковую способность дошкольников и учеников младших классов.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Прочитано 48 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top