Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В сборник вошли методические разработки внеклассных мероприятий и программ педагогов образовательных организаций города Иркутска по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС, представленные на конкурс методических разработок учителей «Природа – бесценный дар, один на всех»:
- в рамках X городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2018» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-1155/7 от 27.12.2017);
- в рамках XI городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2019» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-819/8 от 28.09.2018).
- в рамках XII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2020» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-973/9 от 11.09.2019).
- в рамках XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2019» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-571/20 от 18.09.2020).
Материалы методических разработок уроков воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ.
Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника вошли уроки по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС. Во вторую часть включены разработки внеклассных мероприятий и программ по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области в соответствии с ФГОС.
Методические разработки внеклассных мероприятий и программ педагогов образовательных организаций города Иркутска по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС даны во вложении.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у учащихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Полное описание методических рекомендаций по изучению предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях города Иркутска дано во вложении.
Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» для учителей образовательных организаций города Иркутска впервые был проведён с 15 сентября по 10 октября 2023 г., в котором приняли участие 12 педагогов. 10 октября в Доме учителя состоялся финальный этап – «Профессиональный разговор», где учителя аргументировано высказывались по актуальным проблемам современного образования:
- Какие проблемы современной школы волнуют Вас больше всего.
- Почему сегодня важно воспитывать гармонично развитию, социально-ответственную личность.
- Как Вы относитесь к поддержке самоорганизации школьников.
- Как выстроить с родителями продуктивную коммуникацию.
- Какие деловые качества современного учителя Вы бы назвали главными.
- Какие свойства личности современного учителя особенно важны.
- В чем заключается профессиональное мастерство современного учителя.
Но, прежде чем попасть на финальный этап, конкурсанты представляли свои достижения за последние 3 года работы в школе: проводимые ими мероприятия для учащихся и педагогов, свой личный профессиональный педагогический опыт, транслируемый на различных уровнях – от школьного, до федерального и международного. Эксперты оценивали запись видеоурока, отвечающего требованиям обновленного ФГОС и самоанализ учителя.
По мнению авторитетного состава экспертной группы, все финалисты проявили педагогическую компетентность, профессионализм и эрудицию, искреннюю увлечённость в свое важнейшее учительское призвание, умение находить оптимальный выход из сложных психолого-педагогических ситуаций.
Торжественное подведение итогов и награждение участников I муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» состоится 1 ноября 2023 г. в 10:00 МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 на междисциплинарном интегрированном семинаре-стажировке «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива экологического образования в условиях реализации обновлённых ФГОС» для учителей биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы, молодых педагогов, а также педагогов дополнительного и дошкольного образования.
Рейтинг итогов участников муниципального профессионального конкурса по номинациям «Лучший учитель биологии – 2023», «Лучший учитель географии – 2023», «Лучший учитель, экологии и байкаловедения – 2023» дан во вложении.
Муниципальный профессиональный конкурс для учителей биологии, географии, экологии и байкаловедения образовательных организаций города Иркутска
«Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023»
Организация проведения конкурса осуществляется МКУ г. Иркутска «ИМЦРО».
Цель Конкурса:
- выявление талантливых педагогов, поддержка педагогических инициатив и их поощрение;
- повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.
Формат проведения конкурса заочный и очный.
Сроки проведения конкурса 15 сентября 2023г. – 10 октября 2023г.
Номинации конкурса:
Участники Конкурса регистрируются на сайте МКУ «ИМЦРО» по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/64ffc0cd90fa7bd1f7901959/
В заочной форме с 25 по 29 сентября 2023 г. конкурсанты готовят урок, отвечающий требованиям обновленного содержания ФГОС. По составленному плану учебного занятия конкурсант проводит урок. На экспертизу в электронном виде по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. должны быть представлены:
- конспект урока (либо технологическая карта, либо сценарий);
- видеозапись урока;
- самоанализ урока.
Класс и тему урока участники определяют самостоятельно.
Экспертная комиссия Конкурса осуществляет оценку представленных материалов с 1 по 5 октября 2023 г.
Заключительный этап «Профессиональный разговор» проводится очно 10 октября 2023 г.
Экспертная комиссия оценивает мастерство конкурсантов в соответствии с критериями Положения.
Положение конкурса дано во вложении.
Организация и проведение XVI городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2024» для обучающихся и педагогов.
Организаторы Марафона:
- муниципальное казённое учреждение города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (МКУ «ИМЦРО»);
- муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества» (МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»)
Марафон включает организацию и проведение методических семинаров, научно-практических конференций, квестов, конкурсов, фестивалей и т.д.
Цель – развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников и педагогов в области экологического образования.
Задачи:
Партнёры марафона:
В состав экспертного совета Марафона приглашаются научные работники, методисты и высококвалифицированные педагоги образовательных организаций города Иркутска.
Положение и план организации и проведения мероприятий XVI городского интеллектуально-познавательного марафона даны во вложении.
Августовская встреча учителей биологии, экологии, географии и байкаловедения по теме «Педагог и наставник - основа успешного будущего. Стратегические общенациональные приоритеты: ориентиры устойчивого развития муниципальной системы образования» впервые проведена в формате выездной сессии в Байкальском музее СО РАН, на которой присутствовало 60 педагогов. Комфортабельный экскурсионный автобус утром 25 августа 2023 г. за час доставил нас к музею в Листвянке, где все расположились в уютном конференц-зале.
Открыл августовскую педагогическую встречу поздравлением с началом учебного года Купчинский Александр Борисович, к.б.н., директор Байкальского музея СО РАН.
В приветственном слове Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., зав. сектором музееведения, руководитель Экологического образовательного центра Байкальского музея Иркутского научного центра подчеркнула важность проекта курса по байкаловедению для жителей всего байкальского региона. Никулина Наталья Александровна, д.б.н., профессор кафедры общей биологии и экологии Института управления природными ресурсами, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО ИГАУ имени А.А. Ежевского продемонстрировала сборник учебно-методического пособия «Особенности преподавания курса «Байкаловедение», составленный по материалам конференции региональной методической школы (28.03.2023) «Региональный проект «Байкаловедение»: опыт и перспективы» (УДК 556.55(282.256.34), ББК 26.222.6р, ISBN 978-5-907596-87-0), в котором представлены результаты исследований педагогов и ученых. В сборнике рассмотрены теоретические и практические аспекты преподавания курса «Байкаловедение» в образовательных организациях, современные подходы к мотивации школьников к обучению и приобретению новых компетентностей в практической деятельности, связанной с естественными науками и охраной природы. Учебно-методическое пособие предназначено учителям биологии, географии, экологию и байкаловедения. Планируется дальнейшее продвижение инновационного проекта курса «Байкаловедение», с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) и развитие проекта «Экопрактикум на Байкале», с включением лекций научных сотрудников в очном и он-лайн режимах. Также необходимо развивать направление «Образование для устойчивого развития и ресурсосберегающее поведение». Находить материальные возможности для оздоровления, воспитания и обучения детей на эколого-краеведческих практикумах и экспедициях.
Затем все присутствующие разделились на две секции: биологии и географии, на которых председатели и члены ГМС доложили об итогах работы за прошедший 2022-2023 учебный год, определили перспективное планирование, цель и задачи на предстоящий учебный год. Состоялось обсуждение проблемных вопросов деятельности, которые были зафиксированы в резолюции августовской встречи.
МКУ «ИМЦРО» г. Иркутска 15-тый год подряд реализует муниципальный проект экологического интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала», разрабатываемый методистами МКУ «ИМЦРО», членами ГМС и педагогами на период учебного года в рамках социального партнерства. Накоплен значительный объем аналитического обобщающего материала; осуществляется организационно-методическое сопровождение молодых педагогов образовательных организаций.
Проведено 11 методических мероприятий, охвативших более 600 педагогов и 4 мероприятия, в которых участвовали более 1000 школьников и более 400 педагогов.
Продолжается дальнейшая реализация работы муниципальной проблемной творческой группы (МПТГ) по апробации УМК курса «Байкаловедение» в 5-7 классах, с внедрением цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как регионального компонента естественнонаучной области. Участники МПТГ «Байкаловедение» 49 образовательных организаций г. Иркутска, что составляет 60% от общего количества (79), около 7000 обучающихся 5-7 классов, 77 педагогов. Всего за период 2019-2023 учебного года обучились байкаловедению более 21,5 тысяч школьников.
Продолжается дальнейшее развитие УМК курса «География Иркутской области для 8-9 классов как регионального компонента образования общественно-научной области знаний, в условиях реализации обновлённых ФГОС. В настоящее время данный курс ведется в 30 образовательных организаций г. Иркутска, что составляет 40% от общего количества (79). Необходимо продолжать работу по формированию УМК курса (программа, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, географический атлас, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации, ЭОР), с представлением на РУМО ГАУ ДПО ИРО. Таким образом, необходимо содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 классов и «География Иркутской области» для 8-9 классов».
Продолжается формирование электронных сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!», с публикацией на сайте МКУ ИМЦРО и в региональной эколого-географической газете «Исток».
Необходимо совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе ВсОШ по биологии, экологии, географии. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по биологии, экологии, географии талантливых школьников, для которых при подготовке к олимпиадам необходимо выстроить индивидуальную траекторию персонально на каждого школьника, осуществляемую на трёх уровнях: школьном, муниципальном и региональном. Увеличить количество проводимых практических занятий на базе лабораторий вузов, т.к. школьная материально-техническая база недостаточно оснащённая. Продолжить работу «Зимней школы» для подготовки к региональному этапу олимпиад по биологии, экологии, географии.
Таким образом, говоря о перспективе развития системы экологического образования как педагогическом приоритете, очевидно, что в Иркутске сформировалась и продолжает развиваться целостная система непрерывного экологического образования, в которой особое место уделяется региональному компоненту, формирующему региональные ценностные ориентиры, связанные уникальной природой Прибайкалья и жемчужиной России, объектом Всемирного Природного Наследия – озером Байкал.
В завершении августовской встречи состоялась увлекательная познавательная экскурсия по Байкальскому музею.
Резолюция августовской встречи дана во вложении.
Ведущий вебинара: Чередниченко И. П., к.пед.н., методист-эксперт ГК «Просвещение», автор методических пособий; Токарева М. В., ведущий методист ГК «Просвещение»
Зарегистрироваться здесь.
.
Авторское методическое пособие Файзулаевой Т.П. «Разнообразие тканей цветковых растений, их специфические структурные особенности и функциональная нагрузка» рекомендуется к использованию учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев при выполнении лабораторных работ; при изучении тканей в курсе ботаники, общей биологии (9, 10 класс), обучающими проявляющими интерес к предмету для успешного освоения теоретических знаний по данной теме, углубления знаний, устранения пробелов, также при подготовке к разноуровневым олимпиадам по биологии, экологии и для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии.