Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

По инициативе МКУ «ИМЦРО», кафедры географии безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ, Молодежного клуба Сибирского отделения Русского географического общества «Портулан» в феврале – апреле 2021 года был организован городской командный конкурсе проектов по изучению географии Иркутской области, посвящённый 175-летию Русского географического общества и 170-летию Иркутского отделения РГО. В результате которого участники узнали историю основания Русского географического общество, его учредителей, их биографии и вклад в развитие географической науки.

Всего в городском командном конкурсе проектов, посвящённых славному юбилею Русского географического общества, приняли участие 43 команды образовательных организаций г. Иркутска (165 участников и 44 руководителя команд).

20 команд учащихся 8 классов (73 участника, 20 руководителей команд): МАОУ Лицей ИГУ, Гимназия №2, СОШ №63, МБОУ Лицей №1, СОШ №№ 4, 21, 23, 27, 34, 36, 37, 38, 40, 45, 55, 67, 71, 72, 73, 77 представили исследовательские проекты на общую тему «Вклад учёных Иркутского областного отделения Русского географического общества в развитие географической науки».

23 команды учащихся 9 классов (92 участника, 24 руководителя): МАОУ Лицей ИГУ, ЦО №47, МБОУ Лицей №3, Гимназия №1, Гимназия №25, СОШ №69, СОШ №№ 3, 7, 14, 20, 21, 23, 27, 28, 29, 35, 36, 37, 53, 55, 66, 67, 73 представили исследовательские проекты на общую тему «Вклад учёных Иркутского областного отделения Русского географического общества в развитие науки и хозяйственное освоение Иркутской области».

Русское географическое общество было основано по Высочайшему повелению императора Николая I в 1845 году 18 августа (6 августа по старому стилю), император утвердил временный устав РГО. Идея создания Общества принадлежала адмиралу Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого Председателя Русского географического общества Великого князя Константина Николаевича.         Главной задачей Русского географического общества было собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли. Вот как охарактеризовал сущность Русского географического общества знаменитый географ, путешественник и государственный деятель Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский:

«Основная идея учредителей Общества - привлечь к изучению родной земли и людей её обитающих все лучшие силы русской земли.   Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация».

В 1851 году открылись два первых региональных отдела Русского географического общества: Кавказский - в Тифлисе и Сибирский - в Иркутске. Затем создаются новые отделы: Оренбургский, Северо-Западный - в Вильно, Юго-Западный - в Киеве, Западно-Сибирский - в Омске, Приамурский - в Хабаровске, Туркестанский - в Ташкенте. Они проводили обширные исследования своих регионов.

Иркутское областное отделение Русского географического общества – одно из старейших. Оно было основано 17 ноября 1851 года по инициативе губернатора Николая Николаевича Муравьева (впоследствии Муравьев-Амурский) и изначально называлось Восточно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества (ВСОРГО, в настоящее время – Иркутское отделение РГО). С ним связаны имена многих деятелей науки и культуры России. Все это вызывает постоянный интерес к ее истории. Одной из основных форм работы ВСОРГО являются научные заседания по обсуждению различных проблем географии и краеведения, организация научных конференций и пропаганда географических знаний. ВСОРГО организовано издание научно-популярной серии «Выдающиеся географы Сибири».

                Все проекты иркутских школьников по изучению знаменитых исследователей, учёных, мужественных первооткрывателей и первопроходцев пронизаны глубочайшим уважением к основателям и продолжателям эпохи великих географических открытий, сбору и распространению достоверных географических сведений. Экспедиции Русского географического общества сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении метеорологии и климатологии. С 1956 года РГО входит в Международный географический союз.

В ноябре 2009 года Президентом Русского географического общества был избран Сергей Кужугетович Шойгу, был сформирован представительный по составу участников Попечительский Совет, председательство в котором принял на себя Президент России Владимир Владимирович Путин. Сегодня в Русском географическом обществе насчитывается более 23 200 членов в России и за рубежом. Региональные отделения открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Основные направления деятельности Русского географического общества - экспедиции и исследования, образование и просвещение, охрана природы, издание книг и работа с молодёжью. Русское географическое общество, являющееся некоммерческой организацией не получает государственного финансирования вносит неоценимый вклад в развитие науки и хозяйственное освоение всех регионов России. Ученые Иркутского отделения РГО многое сделали для исследования и изучения Байкала, который всё ещё представляет собой неизведанную тайну для современных и будущих учёных - это поле дальнейшей деятельности и свершений.

Мы благодарны педагогам, руководителям команд, вдохновивших ребят 8-9 классов к проектно-исследовательской деятельности, посвящённой 175-летию Русского географического общества и 170-летию Иркутского отделения Русского географического общества. Работы будут выставлены на сайтах ИМЦРО и Молодежного клуба Сибирского отделения Русского географического общества «Портулан».

Ссылки рейтинга:

- команд 8 классов    https://disk.yandex.ru/i/cDG27jHqq0t9Eg

- команд 9 классов   https://disk.yandex.ru/i/Gpmw6swJ3KUsbA

Сертификат участника

https://disk.yandex.ru/i/QxPobX1q6uDMJg

  

Интегрированны тьюторил "Применение инновационных технологий с целью активизации способностей школьников для повышения эффективности  обучения" состоялся 29.04.2021 в МБОУ СОШ №37 с целью представления опыта работы с приёмами инновационных технологий. Целевая аудитория: учителя биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы, педагоги дополнительного образования, победители литературного конкурса творческих работ «Живи, Байкал!». Всего приняли участие 71 человек: Очно – 35 педагогов и 9 учащихся СОШ №6. Заочно – 27. В пленарной части продемонстрирован вклад педагогов Иркутска в реализацию регионального проекта «2021 год – Год Байкала!». Только за последние два года в мероприятиях традиционного городского марафона «Созвездия Байкала» приняли участие более 7 тысяч учащихся и более 3 тысяч педагогов. Активно продолжается развитие курса по байкаловедению как регионального компонента образовательной области «Естествознание».  45 образовательных организаций, принимают участие в апробации учебно-методического комплекта по байкаловедению, с использованием цифровых образовательных ресурсов,  получили новые издания учебно-методического пособия «Введение в байкаловедение. 5 класс» и «Байкаловедение. 6 класс». 2021 год объявлен  Годом Байкала в Иркутской области. Иркутские школьники и педагоги всегда и всеми доступными средствами демонстрируют свою сопричастность в решении экологических проблем области и проблеме защиты сохранения великого озера. Продемонстрирована исследовательская работа по патриотическому воспитанию: «Мгновения Великой Отечественной войны в художественных произведениях как правдивое отражение её реальных событий».  Представлен опыт работы «Как помогают Google-документы при работе учителя».

В практической части состоялась работа по секциям. Секция дополнительного образования и экологии состоялся фрагмент литературной гостиной «Славен и свят Байкал…», где прозвучали авторские творческие литературные работы педагогов Иркутска. Был продемонстрирован опыт работы: по практике наставничества в рамках проектно-исследовательской деятельности при реализации программ экологического направления, по формированию экологического сознания при изучении творчества иркутского сказочника В.П. Стародумова.  по организации совместной деятельности в экологическом воспитании младших школьников с учреждениями дополнительного образования и дошкольных ОО.  

Секция биологии и экологии. Был продемонстрирован опыт работы: по формированию межпредметных связей на примере интегрированного урока биологии и английского языка, по использованию технологии лэпбук на уроках биологии. Продемонстрированы мастер-классы: «Применение инфографики на уроках биологии», «SCRUM –технология и квест-технология на уроке: как это работает?».

Секция географии и экологии. Был продемонстрирован опыт работы: по индивидуальному итоговому проекту по географии как особой форме реализации ФГОС, по использованию Padlet на уроках географии, по оптимизации преподавания курса географии через использование интерактивного программного обеспечения. Продемонстрированы мастер-классы: «Повышение мотивации учащихся через игровую деятельность»,  «Использование образовательной онлайн игры Settera на уроках географии», - «Применение ментальных карт на уроках географии».

На предметных секциях «Биология. Экология» и «География. Экология» большое внимание было уделено новым формам подачи учебного материала: ментальные карты, виртуальные экскурсии, SCRUM-технология, игровая деятельность на уроках, квест-технологии, создание лэпбуков и многое другое. Большое внимание было уделено полезным в работе учителя и интересным цифровым технологиям и интернет-ресурсам:  Google-документы, Padlet, онлайн игра Settera, Canva, Stepic, videouroki.net  и другие. Обучение на всех площадках прошло успешно. Участники  тьюториала отметили что данное мероприятие было «нужным и полезным», что информация представленная спикерами была интересной и новой, а так же важность того, что могли принимать в нем активное участие. Более 80% участников отметили, что возьмут на заметку и будут использовать в своей деятельности методические приемы, технологии и ресурсы представленные на тьюториале. Много слов благодарности было сказано и написано в листах обратной связи в адрес педагогов представивших свои работы, ставшие победителями литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». Участникам мероприятия было предложено оценить его по пятибалльной шкале по следующим параметрам: актуальность, содержание, форма проведения и организация. Средний балл по всем критериям составил 5, что является высшей оценкой организаторам.

Проблемное поле: недостаточно полное и повсеместное применение инновационных технологий с целью активизации способностей школьников для повышения эффективности  обучения в образовательных организациях. Скорее всего, это связано  с недостаточным использованием ИКТ-технологий  и недостаточным техническим обеспечением школ современным компьютерным оборудованием.

Предложения: понимание совершенствования  методики современного образования через применение инновационных технологий с целью активизации способностей школьников для повышения эффективности  обучения. Поэтому данную актуальную тему необходимо расширять и углублять на методических мероприятиях 2021-2022 учебного года.

Перечень и ссылки методических разработок:

1. Обобщение (презентация) «Вклад педагогов г. Иркутска в реализацию регионального проекта «2021 год – Год Байкала!» с целью активизации способностей для повышения эффективности обучения». Автор Аптекина Л.А., методист МКУ «ИМЦРО».    https://disk.yandex.ru/i/41kzdgt0-gqu_A

2. Методическая разработка (презентация) «Мгновения Великой Отечественной войны в художественных произведениях как правдивое отражение её реальных событий» (из опыта работы)». Автор Черниговская Л.И., учитель биологии МБОУ СОШ №80.   https://disk.yandex.ru/i/qZRYsu1RMZRufw

3. Методическая разработка (презентация). Команда «Эдельвейс». Исследовательский экологический проект в стихах: «Порт Байкал!». Авторы Стенина Надежда Владимировна, учитель биологии и Кузнецова Татьяна Павловна, учитель географии МБОУ СОШ № 6.   https://disk.yandex.ru/i/KX8NIEX98a734w

4. Методическая разработка (презентация) «Как помогают Google-документы при работе учителя» (из опыта работы)». Автор Чумовская Е.В., учитель биологии МАОУ СОШ №69.   https://disk.yandex.ru/i/Ruhu0eARFwDk0w

5. Методическая разработка (презентация) «Практика наставничества в рамках исследовательско-проектной деятельности при реализации программ экологического направления». Автор Кацурба Татьяна Владимировна, старший методист МАУ ДО «Станция юных натуралистов».   https://disk.yandex.ru/i/Ul8CobJPC7kmwg

6. Методическая разработка (презентация)  «Формирование экологического сознания при изучении творчества иркутского сказочника В.П. Стародумова». Автор Шабалина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37.   https://disk.yandex.ru/i/F1fUxAGbmPlmjQ

7. Методическая разработка (презентация) «Организация совместной деятельности в экологическом воспитании младших школьников с учреждениями дополнительного образования и дошкольных ОО». Автор Фролова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 37.

https://disk.yandex.ru/i/1_sW7jiZmOw47Q

8. Методическая разработка (презентация) «Использование технологии лэпбук на уроках биологии (из опыта работы». Штанько Татьяна Юрьевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 53.    https://disk.yandex.ru/i/ponrKz-Mfxwp8A

9. Методическая разработка (презентация мастер-класса) «SCRUM –технология на уроке: как это работает?». Яковцева Татьяна Константиновна, учитель биологии МБОУ  СОШ №37.   https://disk.yandex.ru/i/-U6cVjRuCPW_qQ

10. Методическая разработка (презентация)  «Индивидуальный итоговый проект по географии как особая форма реализации ФГОС». Автор Лозовая Ольга Евгеньевна, учитель географии МБОУ СОШ №37. 

https://disk.yandex.ru/i/yxuQO7AGeIu_yA

11. Методическая разработка (презентация и буклет)  «Оптимизация преподавания курса географии через использование интерактивного программного обеспечения». Автор Ашихмина Мария Александровна, учитель географии МБОУ г.Иркутска СОШ № 9.   https://disk.yandex.ru/i/9FfmXL55qjWthw       

https://disk.yandex.ru/i/AmlnT9rS0-DmXA

12. . Методическая разработка (презентация и доклад)  «Перспективы и возможности виртуальных экскурсий на уроках географии, как средство развития у учащихся функциональной грамотности». Старкова Наталья Петровна, учитель географии МАОУ  СОШ № 69.

https://disk.yandex.ru/i/RlfJQdIc_7plIg

13. Методическая разработка (презентация). Экологический проект «Озёрно-болотный комплекс в низовьях реки Иркут». Автор Шабалина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37.

https://disk.yandex.ru/i/se-b5vxIqpFIrQ

20 марта в МБОУ г. Иркутска СОШ №34 состоялся методический семинар для учителей естетсвеннонаучного цицла на актуальную тему: «Формирование функциональной грамотности при изучении предметов естественнонаучного цикла» с целью обмена опытом работы. 

В пленарной части обозначена перспектива развития системы непрерывного экологического образования в городе Иркутске, в целом базируется на мероприятиях городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала», целью которого является активизация интеллектуального потенциала школьников и педагогов в области экологического образования.

Из опыта работы состоялась демонстрация приемов формирования функциональной  грамотности и формирование функциональной  грамотности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся 5-11 классов. А также был продемонстрирован опыт урочной и внеурочной деятельности в начальной школе «Что я знаю о жемчужине Сибири».

В практической части семинара состоялась работа в группах учащихся и педагогов: интеллектуальный мини-марафоне из области естественнонаучных знаний и географии «Примеры открытых заданий по формированию и оценке естественнонаучной грамотности». Группа учащихся 10-11-х классов продемонстрировала презентацию проектов «Фильтр Байкала» и «Разработка технологии изготовления экоёмкости».

Информация, предоставленная на практико-ориентированном семинаре актуальна и содержательна. Поставленная цель выполнена.  Организаторы семинара скорректировали деятельность педагога на формирование у обучающихся учебной самостоятельности и целостного социально-ориентированного взгляда на мир, согласно современным стандартам.  

Проблемное поле: 

Современные 13-15 летние школьники не достигают порогового образовательного уровня по всем трём областям: чтению, математики, естествознания. А также, не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности самостоятельно мыслить и способности функционировать в сложных жизненных ситуациях.

Ведущий компонент в 2021году  – креативное мышление; разрешение проблем; глобальные компетенции, математическая грамотность: 2003, 2012, 2021 (участвуют сегодняшние восьмиклассники).

Ведущий компонент в 2024 году – естественнонаучная грамотность: 2006, 2015, 2024 (участвуют сегодняшние пятиклассники)

Понимание функциональной грамотности как основы жизненной и профессиональной успешности выпускников выходит далеко за рамки данного семинара и является ключевой задачей современного педагога. Поэтому данную актуальную тему необходимо углублять на методических мероприятиях 2021-2022 учебного года.

1. Методическая разработка (презентация) «Формирование функциональной  грамотности через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы)». Авторы: Балсунаева Э.В., заместитель директора по УВР, учитель физики МБОУ СОШ №34, Петрова А.А., ПДО МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/foIYU-q9tb5Wmw

2. Методическая разработка (презентация) «Примеры открытых заданий по формированию и оценке естественнонаучной грамотности». Обобщено на основе заданий PIZA / TIMSS / 2015 Баранова Е.К., заместитель директора по УВР, учитель биологии МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/pJdJ4p48_lKdcw

3. Методическая разработка (презентация) «Формирование основ смыслового чтения и навыков работы с текстом (из опыта работы). Курс внеурочной деятельности «Что я знаю о жемчужине Сибири» (1-4 классы)». Авторы: Бобина Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №34, Яковлева А. В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/r5ePYbKCOu2X4A

4. Методическая разработка (презентация) «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся». Обобщено на основе данных международных исследований функциональной грамотности / PIZA / и академической грамотности / TIMSS /        и / PIRLS /. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/bf0-wlhhDNDFuQ

5. Методическая разработка (презентация) «Приемы формирования функциональной  грамотности на уроках географии» (из опыта работы). Пикерская Ю.С., учитель географии МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/FJN-Myum-JgDKQ

 

«”Живи, Байкал!” – то ли просим мы, произнося эту фразу, то ли молимся, чувствуя безысходность и находясь на грани отчаяния, то ли исступленно заклинаем, понимая, что жить ему всего ничего... Действительно, конструкция этой фразы допускает множественность толкований из-за использования императивной глагольной словоформы ”живи”...Живи... Но как? Благодаря нам? Вопреки? Быть может, несмотря на нас? Или лучше – без нас? Возможно ли сосуществование нас и Байкала в одной временной плоскости без ущерба последнему?...

Призрачная надежда на спасение есть. Имя ей – логика. Байкал должен логично стать смыслообразующей частью каждого из нас. Ценность Байкала не нужно прописывать в законах, о ней не нужно битый час говорить с трибун и экранов телевизора – её нужно осознавать. Формула этого осознания поражает свое простотой: Байкал – это вода, вода – это жизнь, а жизнь – это мы. Нет Байкала – нет воды. Нет воды – нет жизни. Без жизни нет нас. Взяв на вооружение эту формулу, можно свернуть горы: убрать мусор в Листвянке, очистить береговую линию озера, расклеить листовки о ценности и уникальности озера, напомнить туристам о вежливом обращении с Байкалом. И, конечно же, приехав в очередной раз в выходные на Байкал, сказать: «Мы вместе, Байкал!»

Эти пронзительно правдивые слова эссе «Живи, Байкал!» vs «Мы вместе, Байкал!» принадлежат Горбуновой Ирине Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ № 69. Честно признаемся: именно так думают все нормальные люди, именно этим чувством пронизаны все творческие литературные и художественные работы городского конкурса парада проектов «Живи, Байкал!», проводимого среди школьников и педагогов уже 20 лет подряд, в котором приняли участие тысячи неравнодушных иркутян.

2021 год губернатор Иркутской области объявил Годом Байкала! Хотя, возвращаясь к словам Ирины Евгеньевны, каждый год можно и должно объявлять Годом Байкала.

В 2021 году в литературно-художественном конкурсе творческих работ «Живи, Байкал!» приняли участие 1251 человек, в т.ч. 75 педагогов! – это наибольшее количество в сравнении с предыдущими годами. Члены жюри отмечают качественное исполнение литературных и художественных работ, многие из которых будут представлены в сборнике «Живи, Байкал! - 2021».

Итог литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал! - 2021» и списки победителей, призёров и лауреатов даны в сводных таблицах.

Итог литературного конкурса «Живи, Байкал!»:

https://disk.yandex.ru/i/GY5u5bzckUrx2Q

Итог художественного конкурса «Живи, Байкал!»:

https://disk.yandex.ru/i/kpVBqlkbgKOGkQ

Сертификат учащихся конкурса «Живи, Байкал!» 1-11 классы:

https://disk.yandex.ru/d/rC11LAHad4QQ1A?w=1

Сертификат педагогов конкурса «Живи, Байкал!»

https://disk.yandex.ru/d/KP8XSLDYGcIUzg?w=1

 Сертификаты участников необходимо распечатать, заполнить и поставить печать с подписью директора МКУ «ИМЦРО» до конца мая.

Убедительная просьба: пакет сертификатов от каждой образовательной организации приносит в МКУ "ИМЦРО" (ул. Ленина, 26) один ответственный куратор.

Дипломы победителей, призёров и лауреатов будут отправлены на электронный адрес, указанный при регистрации, либо на электронный адрес образовательной организации.

Поздравляем школьников и педагогов с таким значимым результатом своей творческий деятельности во имя защиты и сохранения на вечные времена нашей Жемчужины – Всемирного Природного Наследия! Обращаясь вновь к строкам Ирины Евгеньевны, понимаем, что мы, ныне живущие рядом с Байкалом, храним его в наследие нашим далеким потомкам.

Завершить обзор подведения итогов литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал! - 2021» позвольте проникновенными строками стихотворения «Чарующий сон» Пряжниковой Виктория Вячеславовны, учителя русского языка МБОУ г. Иркутска СОШ № 14:

Я увидела ночью чарующий  сон,

Чередой пронеслись как  картинки:

И суровый Байкал и река Ангара,

Огоньки красноглазой рябинки.

 

Мне приснился весенний черемухи сад,

Все такое до боли  родное –

И отеческий дом, и ночной звездопад

Безмятежность ночного покоя

 

Каждый день в  белоснежный Ромашковый рай

Меня манят  родные просторы

Это мой самый лучший загадочный край

Мой Байкал и Саянские горы.

 

Объявлен конкурс творческих работ, посвященных Году Байкала в Иркутской области для обучающихся образовательных организаций. Положение размещено здесь

Муниципальное казённое учреждение города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (МКУ «ИМЦРО») доводит до вашего сведения о том, что 16 января 2021 г. в 10.00 в дистанционном режиме состоится городская методическая школа «Проектная и исследовательская деятельность как реализация требований ФГОС  при формировании и оценивании метапредметных  результатов» для учителей биологии, географии, экологии, начальной школы, педагогов дополнительного образования.

Программа методической школы анкета даны во вложении здесь. 

По окончании методической школы необходимо заполнить анкету в электронном виде.

Ссылка для подключения

https://zoom.us/j/92738893777?pwd=dFpnQ3BvakFTZGIreDM0SGFXbTJaUT09

Идентификатор конференции: 927 3889 3777

Код доступа: 7A0cEM         

Страница 8 из 10
Top