Имя Марка Алданова широкому кругу русскоязычных читателей стало известно лишь незадолго до распада СССР – до этого его произведения были под запретом. Но в русских библиотеках Западной Европы и Америки книги Алданова пользовались исключительным спросом и были переведены на 24 языка. Неимоверно талантливый и плодовитый, Алданов считался ведущим писателем русской эмиграции – его 13 раз выдвигали только на Нобелевскую премию. Лишь избранные его произведения входят в шесть томов. К тому же он был одним из немногих, кто безбедно жил именно на писательские гонорары, при этом никогда не отказывая в помощи соотечественникам, оказавшимся на чужбине – многие из них были обязаны Алданову спасением от голодной смерти. Сам писатель был скромен и благороден – его воспринимали своеобразным камертоном чести и репутации всей русской эмиграции первой волны.
Революцию Алданов не принял. Разбирая не только русскую, но и все предыдущие революции, Алданов пришел к выводу, что «любая шайка может при случайно благоприятной обстановке захватить государственную власть и годами ее удерживать при помощи террора – без всякой идеи, с очень небольшой численно опорой в народных массах. И только позднее профессора подыскивают этому глубокие социологические основания». Эти и другие рассуждения на тему политического переворота в 1917 году были представлены в его сочинении «Армагеддон», которое сразу после публикации было изъято из продажи новой властью и уничтожено.
Алданов понимал, что следующим на уничтожение будет уже он. Выход был один – эмиграция. Так он оказался в Париже. Работу химиком найти не удалось, и тогда Алданов стал писать исторические и политические очерки, которые тут же стали пользоваться популярностью и издаваться в ведущих эмигрантских журналах. Началась его литературная карьера. Первый настоящий успех пришел в 1923 году с повестью «Святая Елена, маленький остров». Произведение стало первым в тетралогии «Мыслитель», куда впоследствии вошли романы «Девятый Термидор», «Чертов мост» и «Заговор». Затем последовали «Ключ», «Бегство», «Пещера» и другие сочинения.
Во Франции Марк Александрович сблизился со многими писателями-эмигрантами: Набоковым, Толстым и особенно Буниным, который называл Алданова «последним джентльменом русской эмиграции». Наверное, это бунинское определение четче всего раскрывает внутренние качества Алданова, человека высокой чести и твердых убеждений.
В годы войны, после капитуляции Франции, Алданов отправился в Нью-Йорк, а потом помог перебраться в США многим эмигрантам. В Нью-Йорке он стал одним из сооснователей «Нового журнала», в премьерном выпуске которого написал: «Оставаясь такими же противниками советской власти, какими они не переставали быть с 1917 года, все сотрудники всячески желают России и ее союзникам полной победы».
В 1947 году писатель вернулся во Францию и поселился в Ницце. Среди наиболее значительных произведений последнего периода его творчества – «Повесть о смерти» о последних годах жизни Оноре де Бальзака и роман «Самоубийство», среди действующих лиц которого Ленин и Сталин. Спустя полвека после его смерти «Новый журнал» учредил в честь своего основателя Литературную премию им. Марка Алданова, присуждаемую за лучшую повесть года, написанную русскоязычным писателем, живущим за пределами России.
Спустя полвека после смерти писателя «Новый журнал» учредил в честь своего основателя Литературную премию им. Марка Алданова, присуждаемую за лучшую повесть года, написанную русскоязычным писателем, живущим за пределами России.