Глоссарий ФГОС ДО
Морозова Ольга ВладимировнаОсновные понятия ФГОС
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Амплификация - обогащение детского развития.
Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп ), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды - наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации. Доступность среды - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инновационная деятельность- деятельность, ориентированная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями .
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Коммуникативная деятельность - общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы - учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на достижение определенных государством образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности .
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания ).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни .
Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе , части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например , детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре ).
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы ;
Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Продуктивная деятельность–форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например , складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др. ). Присутствует в таких образовательных областях, как познание,труд, физическая культура, художественное творчество.
Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Развивающая образовательная среда - система условий социализации и индивидуализации детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
(приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности).
Транспортируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами ; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Городской методический совет педагогических работников ДОО г. Иркутска
Морозова Ольга ВладимировнаГородской методический совет инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций г. Иркутска
1.Топченюк Ирина Александровна МБДОУ г. Иркутска детский сад №136 Заместитель заведующего ДОО.
2. Коваленко Оксана Владимировна МБДОУ г. Иркутск детский сад №176 Инструктор по физической культуре –председатель
3. Белоусова Юлия Ильинична МБДОУ г. Иркутск детский сад №77 Инструктор по физической культуре.
4. Беломестнова Ольга Владимировна МБДОУ г. Иркутск детский сад №147 Инструктор по физической культуре.
5. Воскаева Анжелика Анатольевна МБДОУ г. Иркутск детский сад №158 Инструктор по физической культуре.
Городской методический совет заместителей руководителей дошкольных образовательных организаций г. Иркутска
Отчет о работе ГМС заместителей руководителей ДОО г. Иркутска за 2021 учебный год.
1. Диденко Ирина Геннадьевна МБДОУг. Иркутска детский сад №136 Заместитель заведующего ДОО
2. Неустроева Ирина Анатольевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №41 Заместитель заведующего ДОО
3 Кузякина Виктория Петровна МБДОУ г. Иркутска детский сад №44 Заместитель заведующего ДОО
4. Лазукова Наталья Николаевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №101 Заместитель заведующего ДОО
5. Шаманова Жанна Вячеславовна МБДОУ г. Иркутска детский сад №180 Заместитель заведующего ДОО- председатель
6. Белоусова Светлана Григорьевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №138 Заместитель заведующего ДОО
7. Казанская Светлана Викторовна МБДОУ г. Иркутска детский сад №8 Заместитель заведующего ДОО
8. Суворова Елена Ивановна МБДОУ г. Иркутска детский сад №51 Заместитель заведующего ДОО
9. Андриевская Ирина Валерьевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №176 Заместитель заведующего ДОО
10 Скубченко Елена Владимировна МБДОУ г. Иркутска детский сад №179 Заместитель заведующего ДОО
11. Заборовская Лариса Васильевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №172 Старший воспитатель ДОО
12. Игумнова Надежда Владимировна МБДОУ г. Иркутска детский сад №161 Старший воспитатель ДОО
13. Зенова Анжелика Валерьевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №181 Заместитель заведующего ДОО
Городской методический совет музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций г. Иркутска
1. Масленникова Ирина Михайловна МБДОУ г. Иркутска детский сад № 63 Музыкальный руководитель
2. Грибова Ирина Николаевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 151 Музыкальный руководитель - председатель
3. Куртова Марина Ивановна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 79 Музыкальный руководитель
4. Соколова Ирина Олеговна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 127 Музыкальный руководитель
5. Котова Анастасия Алексеевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 136 Музыкальный руководитель
6. Синькова Людмила Константиновна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 20 Музыкальный руководитель
7. Полищук Елена Валерьевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 161 Музыкальный руководитель
8. Исакова Светлана Эмануиловна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 18 Музыкальный руководитель
Городской методический совет учителей логопедов, учителей-дефектологов дошкольных образовательных организаций г. Иркутска
1. Шевелева Ирина Олеговна МБДОУ г. Иркутска детский сад № 8 учитель-логопед
2. Копылова Инна Иннокентьевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 100 «Берегиня» учитель-дефектолог
3. Захарченко Татьяна Викторовна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 8 учитель-логопед
4. Цельнер Елена Ивановна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 116 учитель-логопед
5. Коновалова Елена Владимировна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 94 учитель-логопед
6. Дементьева Юлия Геннадьевна МБДОУ г. Иркутск детский сад «Сказка» учитель-логопед
7. Калиниченко Светлана Анатольевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 122 учитель-логопед
8. Агеева Валентина Николаевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 77 учитель-логопед
9. Бессонова Наталья Борисовна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 179 учитель-логопед
10. Садовская Светлана Викторовна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 168 учитель-дефектолог
11. Короткова Ирина Николаевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 62 учитель-логопед
Городской методический совет педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций г. Иркутска
1. Камнева Елена Викторовна МБДОУ г. Иркутска детский сад № 125 Педагог-психолог
2. Печерская Ольга Владимировна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 25 Педагог-психолог
3. Газизова Елена Викторовна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 175 Педагог-психолог
4. Гаманец Алексей Андреевич МБДОУ г. Иркутск детский сад № 179 Педагог-психолог
5. Слизкова Ирина Юрьевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 136 Педагог-психолог
6. Безродная Елена Александровна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 84 Педагог-психолог
7. Кочурова Юлия Геннадьевна МБДОУ г. Иркутск детский сад № 18 Педагог-психолог
- Отчет ГМС 2021 май - копия.pdf (525 Скачиваний)
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях города Иркутска в 2019-2020 учебном году
- Методические рекомендации по ОБЖ.pdf (825 Скачиваний)
Методические рекомендации о преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях города Иркутска в 2019-2020 учебном году
- Методические рекомендации по Физической культуре.pdf (2799 Скачиваний)
Практические рекомендации для педагогов, школьников и дошкольников "Защита зрения во время работы на близких расстояниях функциональная коррекция остроты зрения"
- Охрана зрения.pdf (762 Скачиваний)
Учебное пособие. О.В. Пуляевская "Проектирование внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"
- Учебное пособие.pdf (969 Скачиваний)
Тезисы работ победителей, призѐров и лауреатов V городской конференции проектно-исследовательских работ учащихся 1 - 4 классов «Ступеньки открытий» 2017 г.
- сборник Ступеньки открытий_2017.pdf (2118 Скачиваний)
Тезисы работ победителей, призёров и лауреатов городской конференции проектно-исследовательских работ учащихся 1 - 4 классов «Ступеньки открытий» 2018 г.
- сборник Ступеньки открытий_2018.pdf (3080 Скачиваний)
Тезисы работ участников муниципальной школы-конференции для педагогических и руководящих работников образовательных организаций «Цифровые технологии в образовании города Иркутска» 2018 г.
- Цифровые технологии_2018.pdf (2023 Скачиваний)
Подробнее ...
Тезисы работ участников XII городской научно-практической конференции учащихся 5-8 классов «Эврика» 2 часть 2017 г.
- сборник Эврика_2017_2 часть.pdf (1413 Скачиваний)
Тезисы работ участников XII городской научно-практической конференции учащихся 5-8 классов «Эврика» 1 часть 2017 г.
- сборник Эврика_2017.pdf (3755 Скачиваний)
15 июня стартовал межрегиональный конкурс научно-исследовательских и проектных работ школьников и студентов «Цифруй».
Организатор конкурса – Автономная некоммерческая организация поддержки социально-культурных инициатив, конгрессно-выставочной деятельности и инноваций «Цифровое общество».
К участию в конкурсном отборе приглашаются обучающиеся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей в возрасте от 14 до 18 лет, ведущих учебно-исследовательскую и (или) научно-исследовательскую работу, направленную на внедрение и развитие цифровых технологий, способствующих решению социальных проблем в следующих областях: образование, просвещение, наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охраны здоровья граждан, развитие межнационального сотрудничества, патриотическое воспитание, охрана окружающей среды, помощь социально не защищенным слоям населения, ЦУР.
Работы могут быть выполнены индивидуально или в соавторстве (не более 3-х человек)
Заявки на участие в конкурсе принимаются по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. до 30 сентября 2020 года.
Публичная дистанционная защита работ победителей планируется 2 ноября 2020 года.
По итогам конкурса наиболее перспективные проекты будут предложены к реализации в рамках национальной программы «Цифровая экономика» по таким направлениям, как «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии».
Тезисы работ участников XII городской научно-практической конференции учащихся 5-8 классов «Эврика» 1 часть 2017 г.
- 2 ЧАСТЬ Эврика_2018-2.pdf (4020 Скачиваний)