Материалы круглого стола МКУ ИМЦРО для заместителей руководителя образовательной организации, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов "Особенности организации ППк в образовательных организациях. Взаимодействие ПМПК и ППк" от 12.05.2023 г.
(скачать)
(скачать)
(скачать)
(скачать)
Слёт ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
11 мая 2023 года в городе Иркутске состоялся слёт ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ "УМНИКИ И УМНИЦЫ" на базе средней образовательной школы № 19. Слет «Умники и Умницы» проводится в целях поощрения наиболее одаренных и талантливых школьников, привлечения учащихся к олимпиадному движению.
Коллектив информационно-методического центра развития образования совместно с учреждениями дополнительного образования, учителями - предметниками организовали увлекательную программу для участников слета.
В торжественной части победителям и призерам вручили дипломы и подарки.
Пожелаем ребятам творческих взлетов, удачных идей, вдохновения и настойчивости в достижениях цели. ???
Фотографии мероприятия по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/NNz0qVqeMjdPBg
Отчет о проведении о проведении муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся общеобразовательных организаций г. Иркутска 2008-2009 годов рождения
Хасьянов Владимир БорисовичМуниципальный этап Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся общеобразовательных организаций г. Иркутска 2008-2009 годов рождения (далее – соревнования) проводился на основании приказа департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска от 10 апреля 2023 г. № 214-08-227/23.
Окружные соревнования проводились с 10 по 21 апреля 2023 года на базах общеобразовательных организаций.
Места и сроки проведения муниципального этапа:
25 апреля 2023 г. – баскетбол (дисциплина «баскетбол 3х3») на базе СК «Вымпел» (ул. Трудовая, д. 115а);
26 апреля 2023 г. – волейбол на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 55 (мкр-н Университетский, 33);
28 апреля 2023 г. – настольный теннис на базе МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14 (ул. Карла Либкнехта, 131);
12 мая 2023 г. (перенесено с 27 апреля 2023 г. в связи с неблагоприятными погодными условиями) – легкая атлетика на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 (ул. Академическая, д. 5);
13 мая 2023 г. (перенесено с 29 апреля 2023 г. в связи с неблагоприятными погодными условиям) – спортивное ориентирование на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 71 им. Н.А. Вилкова.
В муниципальном этапе соревнований приняли участие команды обучающихся общеобразовательных организаций города Иркутска 2008-2009 годов рождения, занявшие 1 место в окружных этапах (всего 4 команды по 12 участников, всего 48 человек).
Места распределились следующим образом:
|
МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 4 |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 40 |
МБОУ г. Иркутска лицей № 3 |
Стритбол 3х3 |
||||
Девушки |
1 балл (1 место) |
3 балла (3 место) |
3 балла (4 место) |
5 баллов (2 место) |
Юноши |
1 балл (1 место) |
2 балла (2 место) |
4 балла (3 место) |
3 балла (4 место) |
Всего |
2 балла (1 место) |
5 баллов (2 место) |
7 баллов (3 место) |
8 баллов (4 место) |
Волейбол |
||||
Девушки |
4 балла (4 место) |
1 балл (1 место) |
2 балла (2 место) |
3 балла (3 место) |
Юноши |
4 балла (4 место) |
1 балл (1 место) |
2 балла (2 место) |
3 балла (3 место) |
Всего |
8 баллов (4 место) |
2 балла (1 место) |
4 балла (2 место) |
6 баллов (3 место) |
Настольный теннис |
||||
Девушки |
4 балла (4 место) |
3 балла (3 место) |
2 балла (2 место) |
1 балл (1 место) |
Юноши |
4 балла (4 место) |
3 балла (3 место) |
2 балла (2 место) |
1 балл (1 место) |
Всего |
8 баллов (4 место) |
6 баллов (3 место) |
4 балла (2 место) |
2 балла (1 место) |
Легкая атлетика |
||||
Девушки |
4 балла (4 место) |
3 балла (3 место) |
1 балл (1 место) |
2 балла (2 место) |
Юноши |
4 балла (4 место) |
2 балла (2 место) |
1 балл (1 место) |
3 балла (3 место) |
Всего |
8 баллов (4 место) |
5 баллов (3 место) |
2 балла (1 место) |
5 баллов (2 место) |
Спортивное ориентирование |
||||
Девушки |
4 балла (4 место) |
3 балла (3 место) |
2 балла (2 место) |
1 балл (1 место) |
Юноши |
4 балла (4 место) |
2 балла (2 место) |
1 балл (1 место) |
3 балла (3 место) |
Всего |
8 баллов (4 место) |
5 баллов (3 место) |
3 балла (1 место) |
4 балла (2 место) |
ОБЩИЙ ЗАЧЕТ |
||||
Итого |
34 балла (4 место) |
23 балла (2 место) |
20 баллов (1 место) |
25 баллов (3 место) |
Команды, занявшие 1-3 места, награждены грамотами соответствующей степени, команда, занявшая 4 место – грамотой за участие Департамента образования г. Иркутск. Все участники получили именные сертификаты МКУ «ИМЦРО».
Команда МБОУ г. Иркутска СОШ № 40, занявшая 1 место в муниципальном этапе Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» среди обучающихся общеобразовательных организаций г. Иркутска 2008-2009 годов рождения, имеет право участвовать в региональном этапе соревнований.
Обучающиеся, принимавшие участие в соревнованиях показали уровень развития в пределах своего возраста.
- Отчет ПСИ 2023 Иркутск.pdf (231 Скачиваний)
I региональный конкурс эссе медиаторов и участников восстановительных программ "Медиация в моей образовательной организации"
Юлия КалашниковаПодведены итоги I регионального конкурса эссе медиаторов и участников восстановительных программ "Медиация в моей образовательной организации" в рамках деятельности региональной иновационной площадки по реализации регионального социального проекта "Я с тобой", направленного на развитие служб примирения (медиации) в образовательных организациях Иркутской области.
Инновационный социальный проект "Живи, Кайский бор!"
Аптекина Лариса АлександровнаИнновационная педагогическая площадка регионального тематического инновационного комплекса (РТИК) ГАУ ДПО ИРО, инновационный социальный проект «Живи, Кайский бор!», руководитель проекта Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист Центра эколого-туристской, волонтерской деятельности и по работе с социальными партнерами МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».
Приказ ГАУ ДПО ИРО №50 от 29.04.2019, Приказ ГАУ ДПО ИРО №35 от 23.03.2020, Распоряжение Министерства образования ИО от 30.06.2021 №1165-мр.
Опыт реализации инновационного социального проекта «Живи, Кайский бор!» был представлен на региональном методическом семинаре-совещании ГАУ ДО Иркутской области «ЦРДОД» по теме «Система дополнительного образования детей Иркутской области: доступность, инновации, взаимодействие» 12-14 февраля 2020 года.
Проект «Живи, Кайский бор!» направлен на создание сети экологических троп, обеспечивающих развитие памятника природы регионального значения "Кайский бор» в качестве образовательной, воспитательной, исследовательской, природоохранной, рекреационной и оздоровительной площадки. Воспитания трудовой и экологической культуры, привлечение внимание детей и взрослых к решению проблем чистоты и порядка территории Кайского бора. Экологическое образование и воспитание обучающихся является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных, творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. К реализации данного проекта привлечены социальные партнёры: Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Служба по охране природы и озера Байкал, Комитет городского обустройства администрации города Иркутска, Комитет по управлению Свердловским округом, Курорт "Ангара», Российский студенческий отряд.
При реализации проекта проведен ряд мероприятий и проектных исследований:
- изучен видовой состав птиц, обитающих зимой на территории Кайского бора;
- проведены: «Уроки Кайского бора», Экскурсии «Осенний лес», Экспедиция «Доброе исследование», Учебно-тренировочные сборы детского объединения «Азимут» и «Искатель», «Зимняя туриада» для развития на территории Кайского бора мероприятий туристической направленности;
- собран материал для формирования тематических лекций на экологических тропах;
- подведены итоги научных исследований на территории Кайского бора (выступление с докладами на НПК «Тропами Прибайкалья» и «Самое доброе исследование»);
- созданы сети экологических троп;
- собран материал для формирования тематических лекций на экологической тропе.
Перспективы развития проекта «Живи, Кайский бор!»:
- продолжение исследовательской, благоустроительной и оформительской деятельности, включающей обустройство экологических троп;
- продолжение проведение экскурсий и развитие на территории Кайского бора мероприятий эколого-туристической направленности.
По итогам инновационной деятельности за 2021 год данный проект переходит в статус социального проекта Центра эколого-туристской, волонтерской деятельности и по работе с социальными партнерами МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».
Отчет о проведении о проведении муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» среди учащихся 5-х классов общеобразовательных организаций города Иркутска
Хасьянов Владимир БорисовичМуниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» среди учащихся 5-х классов общеобразовательных организаций города Иркутска (далее – соревнования) проводился на основании приказа департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска от 10 апреля 2023 г. № 214-08-227/23.
Место проведения муниципального этапа: МБОУ г. Иркутска СОШ № 17
Сроки проведения: 19 апреля 2023 г.
Начало соревнований: 13:00 (время иркутское)
В муниципальном этапе соревнований приняли участие обучающиеся 5-х классов общеобразовательных организаций города Иркутска, занявшие 1 и 2 места в окружных этапах (всего 8 команд по 12 участников, всего 96 человек).
Места распределились следующим образом:
Место |
Образовательная организация |
Кол-во баллов |
1 |
МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14 |
2334 |
2 |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 3 |
2294 |
3 |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 64 |
2270 |
4 |
МБОУ г. Иркутска лицей № 3 |
1794 |
5 |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 57 |
1631 |
6 |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 17 |
1619 |
7 |
МБОУ г. Иркутска СОШ № 37 |
1589 |
8 |
МБОУ г. Иркутска Лицей № 1 |
вне зачета |
Команды, занявшие 1-3 места, награждены грамотами соответствующей степени, остальные – грамотами за участие Департамента образования г. Иркутск.
Команда МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14, занявшая 1 место в муниципальном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» среди учащихся 5-х классов общеобразовательных организаций города Иркутска, имеет право участвовать в региональном этапе соревнований.
Обучающиеся, принимавшие участие в соревнованиях показали уровень развития в пределах своего возраста. Соревнования прошли на высоком организационном уровне.
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию консультацию педагога-психолога Мосиенко Е. И. - перечень психодиагностических методик для педагога-психолога, рекомендуемых к использованию при диагностике ребенка младшего школьного возраста: https://infourok.ru/psihodiagnosticheskiy-instrumentariy-pedagogapsihologa-dlya-obuchayuschihsya-klassov-798880.html
Уважаемые коллеги, предлагаем Вашему вниманию консультацию Елецкой Е.В. по организации диагностики и коррекции речевых нарушений у детей–инофонов (скачать)
Наградные материалы участников регионального этапа ВсОШ
Гусева Алёна ВладимировнаВ 2023 году в региональном этпае приняло участие 469 человек из 48 образовательных организаций города Иркутска. Из них победителями стали 34 человека, призерами 131 человек, 3 участника были дисквалифицированы.
Поздравляем победителей и призеров регионального этапа!
Ссылка для скачивания дипломов победителей и призеров, сертификатов участника регионального этпапа ВсОШ
В 1828 г. был разработан новый устав на основе принципа «каждому сословию свой уровень образования».
В первой половине XIX века начальное образование можно было получить в приходских училищах, где в основном обучались дети крестьян. Мальчиков принимали с 8, девочек до 11 лет. Учебный год начинался после окончания полевых работ в октябре и заканчивался в апреле. Они содержались на средства местного населения, и изучение Закона Божьего было обязательным, наряду с чтением, письмом и началами арифметики, и даже краткими наставлениями по сельскому домоводству. После его окончания через год можно было поступить в уездное училище, которые предназначались, в основном, для городских сословий, где обучение было рассчитано на 3 года, с сентября по июнь, по 28 часов в неделю, с 9 до 12, потом с 2 до 4 или 5 часов пополудни. Продолжали изучение Закона Божьего, русский язык, чистописание, арифметику, начальные сведения по геометрии, естественной истории и физики, географии, правила слога, отечественную и всеобщую историю, рисование. В некоторых училищах открывались курсы по правоведению и судопроизводству в области торговли, экономики и бухгалтерии, технологии строительства и архитектуры, сельского хозяйства и садоводства.
Подробнее ...
В 1923 году Иркутский практический политехнический институт был реорганизован в Восточно-Сибирский политехникум в составе механического, горного и строительного отделений. Обучение велось в составе двух курсов. Курс был рассчитан на три года обучения. Преподавание велось согласно учебным планам Главпрофобра.
«Опять нас на два дня распустили, говорят, большевики готовят захват учреждений и школ. Совсем недавно из-за этого нас уже освобождали от занятий, но никаких инцидентов не было. Наша классная дама пояснила, что кто-то специально распускает слухи, чтобы запугать народ. Ещё два дня не будем учиться, да и не хочется сейчас ходить в гимназию. Раньше мы все были дружными, давали друг другу книги, писали в альбомы стихи, рассказывали анекдоты, а теперь только спорим да обзываемся.
«Раз объявили всеобуч, то понадобилось много книг. Вот Политпросвет и обратился к жителям города за помощью. Всюду появились плакаты: «Прочитал книгу, дай другому». Начался подворный обход. С одной, двумя, а то и с целыми охапками книг мы шли в ближайшие ликбезы. Даже батюшки Писарев, Амвросов и Телятьев обратились с амвона к прихожанам, чтобы те поделились книгами с неимущими.
Родился в г. Иркутске в 1915 году, в школе 1-й ступени обучался с 1924 года по 1928 год.), видно каким образом проходило образование в школах 1-й и 2-й ступеней в г. Иркутске в указанный период.
«Лет в шесть я научился читать, но сам делать этого не любил, а предпочитал слушать чтение мамы, поэтому вслух читал плохо. После того, как я поправился, мама сказала: «А почему это у нас Кутяпа не учится в школе? Наверное, пора отдать его в школу». Таким образом, в середине учебного года, я оказался в первом классе 6-й школы. Школа располагалась на месте теперешней северной трибуны стадиона «Труд».
Это было двухэтажное деревянное здание, но второй этаж занимал лишь один класс. Входные двери выходили в небольшую переднюю, из которой по лестнице можно было подняться на второй этаж. Здесь находилась и каморка сторожихи. Из передней можно было пройти в сравнительно большое помещение, в котором с левой стороны к стене была прикреплена доска с деревянными колышками, на которые мы вешали свои одежки. С правой и с левой стороны находились двери двух классов, напротив, в стене, которая выходила в сторону стадиона, была дверь (возможно, она когда-то служила парадным входом). Дверь была всегда закрыта. По бокам двери располагались два больших окна, и свет шел от них. В этом зале мы собирались во время перемен. Наш класс располагался с левой стороны, а класс параллельный – с правой. Когда я начал учиться, в школе было три первых класса. Но в результате какой-то реформы, осталось два. Когда я пришел в школу, наш первый класс расположился на втором этаже. Туда вела довольно крутая лестница с перилами по одной стороне. На площадке перед классом устроили раздевалку: такую же доску с деревянными колышками, как и на первом этаже.
Учительница нашего класса – Анфиса Алексеевна Троицкая – была опытным педагогом. Она была очень аккуратной, сдержанной с гладкой прической и в золотых очках. Всегда носила темные юбки и кофты, иногда кофту заменяла жакеткой темных тонов. На ногах у нее были высокие шнурованные ботинки.
В то время мы писали в тетрадях с толстыми нелинованными листами деревянными ручками с перьями различной толщины. Но обязательным пером считалось перо «уточка», почему-то запрещались перья под номером «86». Чернила фиолетового цвета находились в стеклянных чернильницах – «непроливашках». Дежурные приносили чернильницы в деревянном ящике с перегородками. Чернила им выдавала Анфиса Алексеевна, и они разливали их из большой бутылки. Утром дежурные приносили в класс чернильницы, а вечером их снова собирали и ставили в шкаф в классной комнате.
Папа сделал мне деревянный пенал для ручек, карандашей и резинки с выдвигающейся крышкой, а мама сшила холщовую сумку с ручкой из того же материала.
Занятия у нас начинались не очень рано, в 9 часов утра. Уроков тоже было немного – 4, и на дом нам ничего не задавалось. Интересно, что уроки чаще всего были целевые: все четыре урока мы говорили, например, о корове: как она питается, что мы от нее имеем, как устроен ее организм. Или, например, урок о деревьях: какие деревья у нас растут, что из них делают – постройки, мебель. Помню, как, выполняя домашнее задание (это было во втором классе), я сделал на деревянной дощечке избушку, поленницу дров, телегу, у которой колеса были сделаны из обрезанных катушек, сани и даже забор с воротами.
В то время в моду вошло механистическое отношение к человеку. Его олицетворяли с машиной. Помню плакат, который висел у нас в школе: тело человека в разрезе, вместо мышц и костей – у него какие-то механизмы, приводные ремни… Уроки обычно длились 45 минут и разделялись 10-инутными переменами. Мы выходили из класса, дежурные открывали форточки зимой и окна летом и проветривали помещение. Весь первый класс я проучился на втором этаже школы, а во втором уже спустился вниз.
Как я уже вспоминал, наш класс располагался с левой стороны зала. Это было большое помещение, в котором стояло четыре ряда парт. Первые парты были более низкими, к концу класса они, как бы вырастали, за ними сидели самые высокие ученики. Наша школа была смешанной, в ней учились и мальчики, и девочки. Мое место было за второй партой с правой стороны.
Парта была рассчитана на двух учеников. У нее была наклонная столешница, в которой были откидные крышки, за которыми находились полочки для сумок. В центре передней части парты было круглое углубление для чернильницы, а по бокам – ложбинки для ручек и карандашей. Столешница была окрашена черной краской, а скамейка, боковые стенки и планка-подножка – коричневой. На стене перед партами висела доска из черного или коричневого линолеума в деревянной раме, против нее, лицом к партам стояли столик и стул учительницы. Институт классных дам был в то время уже отменен, и учительница была нам одновременно и педагогом, и воспитателем.
Окна в классе были большие, окрашены белой краской. На подоконниках стояли горшки с цветами, поливать их входило в обязанность дежурных. Стены и потолок класса были побелены известью. Никаких плакатов, картин, наглядных пособий на них не висело. Единственным украшением стен можно назвать два или три больших шкафа, в которых хранились мел, тряпки, чернила, и кое-какие наглядные пособия. С потолка вниз свисали несколько электрических лампочек без плафонов.
За нашим классом находился «живой уголок» – маленькая комнатка с двумя очень большими окнами и круглой, обшитой железными листами печью. Здесь стояли два аквариума, клетки с морскими свинками и птичками – синицами, воробьями, клестами. Одно время жили белка и кролик. В аквариумах плавали, маскируясь в водорослях, небольшие карасики, окуньки, гальяны и еще какие-то речные малявки. По стеклянным стенкам ползали улитки. Ухаживать за обитателями «живого уголка» поручалось отдельным ученикам. За рыбками, обычно ухаживали девочки, а за зверушками и птичками – мальчики, но и девочкам также не возбранялось это делать. Кроме того, велись наблюдения за температурой в аквариумах и в помещении…
В 3-м классе мы узнали новость: директору Иванову удалось получить деньги на восстановление разрушенного в Гражданскую войну здания старой школы, расположенной неподалеку от нас (Воскресенско-Крестовоздвиженское городское начальное училище). После этого школа значительно расширилась, добавилось несколько классов. На сцене нового актового зала ставились небольшие пьески и спектакли силами учеников. Причем некоторые пьески сочинял мой одноклассник Вадим (Владимир) Иогансон.
На переменах зимой мы играли в общей комнате возле раздевалки. А летом во дворе мы играли в «пятнашки» и «зоску», иногда ходили в «Разрушки» – разрушенные в Гражданскую войну солдатские казармы и офицерские дома на Казарминской улице. Но такие «побеги» мы совершали раз в неделю, а обычно, на больших переменах перекусывали. Вначале мы приносили с собой завтраки из дома: кто бутерброд, кто булочку, но однажды летом, в школу пришла женщина, которая стала продавать в школьном дворе булочки и витушки, посыпанные сахаром. Они стоили от 3 до 5 копеек за штуку. Товар она приносила в большой плетеной корзине, прикрытой чистым полотенцем. Мы с удовольствием покупали у нее выпечку, съедали ее тут же во дворе, запивая водой из бака, который стоял в общей комнате школы на первом этаже. К баку на цепочке была прикреплена общая кружка, тут же стоял таз, в котором можно было ополоснуть посуду.
Класс у нас был смешанным, мальчики и девочки учились вместе. Из одноклассниц мне особенно запомнилась Женя Дорогостайская – старшая из дочерей В.Ч. Дорогостайского, профессора Госуниверситета. На парте за моей спиной сидела Катя Саломатова. Она была стрижена «под кружок», что в ту пору было еще не совсем принято. У большинства девочек были косички, и их было очень удобно дергать во время перемен и даже уроков. Хорошо помню Веронику (Ронку) Знаменскую – довольно крупную девочку с короткой стрижкой. Ее мама – Римма Андриановна, была крупным партийным работником. Она была хорошей приятельницей папы, поэтому с Ронкой я был знаком еще до школы.
Зимой 1925 года директор организовал большую катушку неподалеку от здания новой школы. Она была сделана из досок и состояла из трапа (доски с приколоченными к ней балясинками-ступеньками), огороженной площадки и желоба-спуска, залитого водой. К тому времени папа сделал мне деревянные сани, довольно большие, подбитые железными полосками. На них можно было скатываться с катушки вдвоем и даже втроем. Но в соревнованиях на дальность поездки мне никогда не удавалось побеждать, потому что у других ребят были легкие саночки на железных полозьях, и они катились гораздо дальше меня.
Зимой стадион заливался водой и превращался в каток.
Эту школу я закончил в 1928 году. Надо было поступать в 5-й класс. Во время одного из разговоров с В.Н. Ясницким у нас дома, мама решила, что я пойду учиться в ту же школу, что и Нина – дочь Владислава Николаевича – 1-ю Ленинскую (школа II ступени в указанный период) у Московских ворот. Чтобы попасть в школу мне приходилось идти почти через весь город, но мама была непреклонна. Я принял ее решение спокойно: раз мама сказала, значит так и нужно.
Когда я учился в 5-м классе, школа считалась восьмилеткой, но в 1928 г. по новому положению, все школы становились семилетними. По сравнению с довольно убогой школой 1-й ступени, здание новой школы поражало своим великолепием. Возле центрального входа на первом этаже находились учительская, кабинет директора (директором школы в то время был Казбелюк (имя отчества его я не помню). Он был направлен в школу с завода им. Куйбышева) и раздевалка. Справа по коридору первого этажа располагалась столовая, где нас кормили бесплатными обедами.
Достопримечательностью второго этажа являлся большой актовый зал с паркетным полом и старинными деревянными, жесткими диванами. Здесь частенько устраивались театрализованные представления. Когда я пришел в школу, она была еще восьмилеткой, вот старшие ученики и ставили пьесы, даже «Ревизора», но переделанного на свой лад. Хлестаков пел куплеты: «Папаша и мамаша, отдайте вашу Машу, не то я утоплюся или застрелюся». Наша знакомая Хардина присутствовала на этом представлении и после него долго возмущалась: «Как можно так издеваться над классикой!»
Помимо «большого», здесь был еще и «малый» зал, куда выходили двери двух классов, библиотеки и музыкальной комнаты. Пение нам преподавал известный в то время музыкант Глаголев, а рисование – художник Жибинов – очень мягкий и вежливый человек.
Двери классных комнат выходили в длинный коридор. Сами комнаты были большими и светлыми. Стены белились, никаких штор на окнах не было, полы – деревянные, крашенные. На передней стене висела большая доска из линолеума. Перед ней – стоял стол учителя, а за ним – ряды парт, таких же, как в 1-й школе.
Наш класс был смешанным, то есть в нем учились и мальчики, и девочки, примерно 50 на 50. Никакой формы у учеников не было, каждый приходил в школу, в чем мог. Такая же «форма» была и у учителей. Жили тогда все бедно. В 5-м классе летом я еще ходил в трусиках, а вот в 6-м классе впервые надел брюки. Сверху надевал рубашку, на ноги ботинки фабрики «Скороход». Зимой у меня была меховая шуба, купленная по случаю, очень тяжелая, меховая шапка-ушанка, такие же рукавицы и валенки. Морозы в то время стояли большие, и после –35 градусов на электростанции включали сирену, извещавшую школьников о том, что они могут не ходить в школу.
В конце учебного года должен был решаться вопрос о переводе учеников в следующий класс. Нашу группу пригласили вместе с родителями на собрание. Его вел учитель русского языка. Судьбу товарищей мы решали сами: зачитывалась фамилия ученика, и мы голосовали, переводить его в следующий класс или не переводить. Родители голосовали тоже. Помню, как одну девочку мы почему-то решили не переводить, и она долго горько плакала.