Одно из важнейших и неотложных задач, разрешение которых имело громадное значение для судеб социалистического строительства, являлась ликвидация неграмотности. В 1921 г. в Иркутской губернии было учтено 257 000 неграмотных. Большинство их приходилось на сельские районы, но и среди жителей Иркутска имелись неграмотные. Для руководства работой по ликвидации неграмотности и малограмотности в Иркутске была учреждена Губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Губграмчека). 28 января 1921 г. Иркутский губернский революционный комитет издал особое постановление по вопросу о ликвидации неграмотности. Все неграмотные от 14 до 50 лет должны были обучаться в специальных школах (ликбезах), которые создавались при обычных школах, народных домах, клубах, избах-читальнях.
К работе по ликвидации неграмотности привлекались учителя, студенты. В 1920-1921 гг. проведена реорганизация школьного дела на основе структуры и принципов единой советской трудовой школы и задач коммунистического воспитания молодежи. Открылся широкий доступ в среднюю школу для детей рабочих и крестьян. Строительство новой школы происходило в трудных условиях: недоставало материальных средств, школьного оборудования, учебников и учебных пособий. Но вместе с успешным восстановлением и дальнейшим развитием народного хозяйства эти трудности преодолевались, укреплялась материальная база школ, совершенствовались методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Тяга трудящихся к просвещению все больше усиливалась. За годы Советской власти резко увеличилось в Иркутске количество школ, учащихся и учителей. В 1917 г. в городе было 45 школ, 3 000 учащихся и 95 учителей, в 1967 г.-85 школ и интернатов, 65 400 учащихся и 2840 учителей. Дело заключалось не только в увеличении количества школ; возникали крупные многокомплектные школы с большим количеством учащихся. Строятся новые школьные здания, все больше средств отпускается на школьное образование.
Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства об обучении и воспитании молодого поколения обеспечила неуклонное улучшение школьного дела, рост сети школ и дошкольных учреждений, совершенствование учебно-воспитательного процесса.
«Иркутск. Очерки по истории города» // Кудрявцев Ф.А., Вендрих Г. А.
Агафонова Н.М. МБОУ СОШ № 73