Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Четверг, 11 июля 2024 13:04

Направления работы руководителя с коллективом образовательного учреждения Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

Направления работы руководителя с коллективом образовательного учреждения

 

Являясь первым звеном в системе образования, детский сад в тесной связи с семьей обеспечивает детям всестороннее гармоничное развитие и подготовку к успешному обучению в школе. Среди слагаемых успеха, которого добиваются многие педагогические коллективы в воспитании детей, важную роль играет как высокий профессионализм воспитателей, так и слаженность их действий в достижении поставленных целей, а также использование воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе.

Педагогический коллектив достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. Важнейшая роль в формировании психологического климата в коллективе отводится руководителю. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе. Непосредственное влияние личности руководителя оказывает на подходы к работе руководителя с коллективом.

                                                   

Первое направление

целенаправленное формирование педагогического коллектива

В основе этого вида деятельности лежит принцип оптимизации состава коллектива — его возрастного состава, соотношения социальных ролей. Чем более разнообразен педагогический коллектив с точки зрения характера и темперамента работников, их профессиональных интересов и хобби, тем больше возможностей для позитивного развития образовательного учреждения и эффективного решения образовательных задач он в себе заключает. Однако разнообразие состава педагогического коллектива не означает «разнобоя» в целях его функционирования и развития. Педагогический коллектив представляет собой систему, и с этой точки зрения главным его свойством выступает целостность.

Второе направление

развитие коллектива

При работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд условий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в развитии коллектива:

ƒ организация перспективных устремлений членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач;

ƒ осуществление руководства коллективом на основе принципа параллельного действия (А. С. Макаренко), когда воздействие осуществляется не на каждого члена коллектива, а опосредованно, через коллектив;

ƒ сочетание работы в формальных (например, методические объединения учителей) и функциональных группах;

ƒ «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллективами и социокультурной средой.

Третье направление

создание благоприятного психологического климата в коллективе

Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает:

ƒ формирование у членов педагогического коллектива гуманистических установок по отношению друг к другу.

ƒ становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и — шире — к труду вообще;

ƒ формирование у педагогов, сотрудников, всех членов сообщества умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Четвертое направление

создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогического сообщества

Результатом деятельности руководителя в этом направлении становится создание особой предметно-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение помещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, санитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения педагогов, сотрудников,

Пятое направление

подготовка коллектива к введению инноваций.

При введении инноваций от руководителя, по мнению А. М. Моисеева, требуется:

ƒ разъяснить педагогам психологические (большие возможности для проявления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного саморазвития) и материальные преимущества работы по-новому;

ƒ выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если таковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов;

ƒ разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий.

ƒ подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде родителей

Шестое направление

обеспечение мер социальной защиты педагогов и сотрудников

Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя.

Седьмое направление

создание условий для повышения квалификации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников.

Одной из важнейших проблем в современной теории управления образовательными системами является проблема руководства поликультурным (многонациональным, поликонфессиональным) педагогическим коллективом. Для этого рекомендуется:

ƒ изучать особенности представителей разных культур, входящих в педагогический коллектив, применяя методики специальных этнопсихологических и социологических исследований, и анализировать характер отношений между ними;

ƒ ориентировать педагогический коллектив на общие ценности и цели совместной деятельности в сфере образования;

ƒ не допускать предвзятости в отношении представителей отдельных культур — режим работы, основные требования делового этикета, критерии оценки деятельности должны быть одинаковыми для всех;

ƒ проявлять чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных культур;

ƒ учитывать культурные различия при распределении поручений в педагогическом коллективе;

ƒ максимально использовать потенциал каждой культуры, руководствуясь принципом взаимодополнительности (разные культуры дополняют друг друга в том или ином виде деятельности);

ƒ формировать в коллективе и демонстрировать самому культуру межнационального общения;

ƒ предотвращать конфликты на национальной почве.

Прочитано 56 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top