Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

Конфликты между родителями и педагогом: от упреков к сотрудничеству

17 сентября 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

Общение педагога с родителями – одна из сторон профессии. Авторитет педагога и авторитет родителя часто вступают в противоборство.

Как избежать конфликта? Как найти взаимопонимание?

Покажите, что вы на одной стороне

Причины недовольства со стороны родителей могут быть разными: например, ваш преподавательский стиль («учит не тому, не так, слишком либеральный, слишком жесткий»), подозрения в предвзятости («вот этого мальчика вы всегда хвалите, а мой сын ни одного доброго слова не дождался»), некомпетентности и формализме («не умеете найти подход к ребенку»), черствости («моя девочка пришла домой в слезах после разговора с вами»)

Часто в голове у тех, кто предъявляет претензии учителю, уже сложился негативный образ: эгоистичный и равнодушный исполнитель, которой действует по шаблону и не думает о потребностях детей. Поведение родителей учеников можно понять. Они не сидят в классе рядом с ребенком, получают обрывочную и случайную информацию с его слов.

Продемонстрируйте сразу, что разделяете заботу родителей о ребенке. Перечислите, что в его учебе и поведении вас радует как педагога, в каких сторонах его развития вы видите потенциал. Не переходите сразу к сложностям, старайтесь не употреблять слово «но» – это обесценивающий союз.

Лучше сказать о том, что вас беспокоит, отдельно. И лучше подавать это в форме наблюдений, а не оценок: вместо «Миша несобранный, невнимательный» – «я замечаю, что Миша не всегда слушает, когда я говорю важные вещи». Не говорите слова «нужно» и «должен» – они только убедят родителей, что вас интересуют лишь формальности. Вместо этого говорите о возможностях: «У Миши хорошие способности, и если здесь ему помочь, он может добиться большего».

Обговорите цели, возможности и обязательства

Взаимное недовольство часто рождает ситуацию, которую можно назвать «перестрелкой из окопа». Обе стороны стараются защититься: «вы не следите за подготовкой ребенка» – «а вы задаете непонятно что»; «вы слишком строги» – «а вы его распускаете». Это может продолжаться бесконечно.

Конструктивная работа с родителями учащихся начинается с поиска общей цели. Например, если речь идет о якобы несправедливо поставленной оценке, целью может быть не выяснение, «кто прав», а справедливая оценка уровня подготовки ученика. Если ребенок ударил другого, главная цель – не найти и наказать виновного, а восстановить мир в классе.

Стоит сразу договориться с родителями о совместных действиях, построить «дорожную карту». Сформулируйте вместе гипотезу («Может быть, Миша не понимает сути задания»), предложите план («Будьте рядом с Мишей, когда он делает задание, если нужно – уточняйте у меня»), установите сроки. Проговорите, кто и за что отвечает, когда к вам можно обращаться за поддержкой. Соблюдайте предложенную схему и периодически обменивайтесь информацией. 

Используйте возможности медиации (решения споров с участием беспристрастного посредника)

Общение педагога с родителями может быть осложнено недоверием. Например, родители не настроены говорить с вами, потому что вы изначально им чем-то не понравились. Или вам не удалось донести до родителей свою точку зрения, и они восприняли ее как непримиримость. Или родители в принципе всегда принимают сторону ребенка. Тогда вы можете предложить разрешение конфликта через медиатора.

Медиатор не имеет права выносить решения по спору, оценивать поведение родителей учеников и педагога. Он должен воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Он только модерирует беседу, то есть держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников.
В идеале в школе должны быть свои структуры, которые занимаются медиацией – например, специальная конфликтная комиссия или школьный совет, в который входят и родители, и учителя, и представители администрации. Но это может быть и школьный психолог, социальный педагог – подготовка позволяет им выполнять эту роль. Лучше найти такую фигуру заранее.

Сделайте систему оценивания прозрачной

Споры из-за оценок между педагогами и родителями неизбежны. Но если родители будут знать, что у вас есть четкий алгоритм для работы с учеником, к вам будет больше доверия. За основу можно взять технологию формирующего оценивания. Она позволяет контролировать все этапы освоения нового материала – планирование результатов (что именно вы хотите получить в итоге), цель и задачи конкретного урока, критерии оценивания (они должны быть простыми и понятными), форму обратной связи, отслеживание прогресса. Плюс этой технологии в том, что родители с детьми получают наглядную картину движения ученика, а значит, с их стороны возникнет меньше жалоб. 

Источник

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top