Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

Как учителю дифференцировать обучение и находить индивидуальный подход к детям
Избранное

17 сентября 2020

Все люди усваивают информацию через разные каналы, и нужен индивидуальный подход к  каждому ученику и индивидуальный образовательный маршрут. 

Чтобы учесть это, вам нужно знать, как дифференцировать обучение и организовать учебный процесс так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности всех детей. 

Несколько советов о том, как дифференцировать обучение, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику, сделать уроки эффективнее и повысить успеваемость детей.

 

Совет 1. Класс –  неоднородная структура. В нем учатся не просто «дети», а конкретные Маша, Ваня со своими особенностями. Каждый ребенок усваивает информацию по-своему. Кому-то легче запомнить материал, увидев и прочитав его, кто-то запомнит все на слух, а кому-то нужно отработать материал в обучающей игре. На уроке учителю необходимо предлагать разные варианты объяснения материала в ходе занятия. За урок можно посмотреть обучающее видео или отрывок из документального фильма, прослушать аудиозапись, прерваться на подвижную обучающую игру, провести тест. Так вероятность того, что все ученики усвоят информацию, повышается.

Совет 2. Делайте уроки наглядными. Включайте больше визуальных ресурсов, чтобы объяснять материал. Подойдет все: фотографии, рисунки, видео, карты, объекты, которые можно рассмотреть и потрогать. Учитывайте здесь принцип индивидуального подхода к детям – готовьте для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, увеличенным шрифтом.

Совет 3. Используйте графические организаторы (диаграммы, схемы,  графики, нелинейные алгоритмы) при объяснении материала. Здесь вновь работает визуальная составляющая. В графическом организаторе информация делится на понятные пункты и представляется в удобном для чтения и понимания формате. Например, с помощью графика будет удобно показать последовательность действий или причинно-следственную связь так, чтобы ребенок все усвоил. С помощью диаграммы можно легко показать разницу в количестве и соотношение. Алгоритм поможет легче и быстрее освоить новое правило.

Совет 4. Обеспечивайте дополнительные демонстрационные объекты для детей, испытывающих трудности в обучении. 

Совет 5. Используйте в обучении разную технику. Если в классе есть интерактивная доска – рисуйте на ней и привлекайте к этому детей. Записывайте ваши уроки на видео, чтобы у детей всегда был к ним доступ.

Совет 6. Давайте разный объем заданий и уровень сложности. Не все могут решать задачи одинаково быстро. Учителю необходимо научиться создавать атмосферу, где каждый чувствует, что может добиться успеха, и использовать принцип индивидуального подхода к детям. Кому-то для решения математической задачи потребуется пять минут, а кому-то 25, при этом оба ученика в результате решат ее верно. Поэтому можно давать дополнительное время на контрольной работе: более быстрые дети в это время сделают дополнительное задание на лишнюю оценку, другие используют это время для доделывания основной работы. По уровню сложности заданий тоже ориентируйтесь на способности учеников, учитывая их индивидуальный образовательный маршрут.

Неравномерное развитие навыков у детей подтверждает теория американского психолога Говарда Гарднера, который выделил девять типов интеллекта. По его мнению, у каждого человека преобладает один тип интеллекта, поэтому принцип индивидуального подхода к детям очень важен. Например, вербально-лингвистический тип подразумевает выраженные способности к изучению иностранных языков, хорошо поставленную речь, способность писать захватывающие тексты. Логико-математический тип подразумевает развитое логическое мышление, способность мыслить нестандартно и склонность к решению задач.

При этом у человека могут быть развиты и другие типы интеллекта при наличии одного доминирующего. Поэтому задача учителя - опираться на более развитые стороны интеллекта учеников и по возможности стараться развивать остальные.

Совет 7. Как можно чаще проверяйте, насколько дети усвоили материал. Используйте тесты и опросы. Это поможет выяснить, нужно ли что-то объяснить еще раз, может, используя более наглядные материалы.

Совет 8. Нужно учитывать, что некоторые ученики любят работать, общаясь с другими, а некоторым нравится работать индивидуально, потому что так ребенок легче усваивает информацию. Поэтому в классе, где практикуется принцип индивидуального подхода к ученикам, учителю необходимо научиться создавать пространства для групповой и индивидуальной работы. Для отстающих учеников можно организовывать дополнительные занятия в малых группах, где внимание учителя будет сосредоточено на каждом ученике.

Совет 9. Общайтесь с учеником на «его языке», ищите индивидуальную образовательную траекторию и свой подход к каждому ученику. Согласно теории стилей обучения, появившейся в 1970-х годах, люди делятся по типу базового канала восприятия. Существуют:

1. аудиалы, воспринимающие информацию на слух, 

2. визуалы, лучше воспринимающие информацию с помощью зрения, 

3. кинестетики, познающие мир через тактильные ощущения. 

На практике в общении с визуалом используйте графики, жесты, слова, описывающие цвет, форму, размер, которые создадут в его голове картинку, показывайте наглядные пособия, чтобы быть уверенным, что ребенок усваивает материал. В общении с аудиалом используйте изменение интонации, громкость голоса, паузы. С кинестетиком можно использовать жесты и прикосновения. Например, делая замечание визуалу, можно покачать головой или погрозить пальцем, к аудиалу сурово обратиться шепотом или «пошикать», а кинестетику положить руку на плечо или похлопать по нему .

Учителю необходимо научиться создавать комфортную среду обучения. Чтобы выяснить, по каким каналам ваши ученики лучше всего воспринимают информацию и найти индивидуальный подход к каждому ученику, предложите им пройти тест.

Он адаптирован для диагностики младших школьников и показывает, какой канал восприятия лучше развит у ребенка: аудиальный, кинестетический или визуальный, и как ребенок усваивает информацию лучше. Распечатайте его и раздайте его детям. И не забывайте наблюдать за поведением и реакциями учеников.

Источник

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top