Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

16 ноября 1913 года вышел роман Марселя Пруста «В сторону Свана»

16 ноября 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

16 ноября 1913 года в Париже вышел первый том эпопеи Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» — роман «В сторону Свана» (франц. Du côté de chez Swann).

 

«В сторону Свана» - первая и самая знаменитая часть цикла «В поисках утраченного времени», которая стала самым значительным произведением французского модерниста Марселя Пруста (1871 - 1922).

В его творчестве органично соединились события настоящего и прошлого, смешанные с личными переживаниями героя и с тем, что происходило на его удивительном жизненном пути. Именно эти черты легли в основу нового типа романа – романа «потока сознания».

Владимир Набоков. Лекции по зарубежной литературе. 5. Марсель Пруст. "В сторону Свана" (1913)

Великий роман Пруста «В поисках утраченного времени» состоит из следующих семи частей:

  • «В сторону Свана»,
  • «Под сенью девушек в цвету»,
  • «У Германтов»,
  • «Содом и Гоморра»,
  • «Пленница»,
  • «Исчезнувшая Альбертина»,
  • «Обретенное время».

Усвойте раз и навсегда: эта книга не автобиография; рассказчик — это не Пруст собственной персоной, а остальные герои не существовали нигде, кроме как в воображении автора Не будем поэтому вдаваться в жизнь писателя. Она в данном случае ничего не значит и только затуманит предмет разговора, прежде всего потому, что рассказчик и автор во многом схожи и вращаются примерно в одинаковой среде.

Пруст — призма. Его или ее единственная задача — преломлять и, преломляя, воссоздавать мир, какой видишь, обернувшись назад. И сам мир, и его обитатели не имеют ни социального, ни исторического значения. Им выпало быть теми, кого газеты называют людьми света, праздными господами, богатыми безработными. Их профессии, применение и результаты которых нам видны, относятся к искусству или к науке. У призматических людей Пруста нет работы: их работа — развлекать писателя. Они столь же вольны предаваться беседе и наслаждениям, как те римские патриции, которые на наших глазах полулежат у ломящихся от фруктов столов или гуляют, развлекаясь возвышенной беседой по расписным полам, но никогда мы не увидим их в конторе или на судоверфи.

Как заметил французский критик Арно Дандье, «В поисках утраченного времени» — это заклинание, а не описание прошлого. Возможны, продолжает он, эти заклинания постольку, поскольку на свет вынесены отборные мгновения, вереница иллюстраций, образов. И действительно, пишет он в заключение, вся огромная книга не что иное, как огромное сравнение, вращающееся вокруг слов «как если бы».[48] Ключом воссозданию прошлого оказывается ключ искусства. Охота за кладом счастливо завершается в гроте, наполненном мелодиями, в храме, украшенном витражами. Боги признанных религий отсутствуют или — так, наверное, будет точнее — растворены в искусстве.

Полный текст лекции В.Набокова здесь.






Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top