Известность Даниилу Гранину принес роман «Искатели» 1955 года — о судьбе ученого Андрея Лобанова, который боролся с советской бюрократией.
Другие произведения Гранина 1950-х также были посвящены науке и ученым. Он вспоминал: «Я писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве, это была моя тема, мои друзья, мое окружение. Мне не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Я любил этих людей — моих героев, хотя жизнь их была небогата событиями». В эти же годы он создал романы «Иду на грозу» и «После свадьбы», рассказы «Собственное мнение» и «Место для памятника».
В конце 1960-х Даниил Гранин почти перестал писать об ученых: «В шестидесятые годы мне казалось, что успехи науки, и прежде всего физики, преобразят мир, судьбы человечества. Ученые-физики казались мне главными героями нашего времени. К семидесятым тот период кончился». Его последним художественным произведением на эту тему стала повесть «Однофамилец». В ней писатель рассказал о судьбе талантливого математика Павла Кузьмина, который ушел из науки из-за конфликта с другими учеными.
В 1970-х Гранин начал писать документальные произведения. В 1979 году Гранин вместе с Алесем Адамовичем составил документальную хронику блокады Ленинграда 1941–1944 годов. Для этого произведения писатели собрали более двухсот рассказов очевидцев. Историк Андрей Крюковских писал: «Авторов интересует в первую очередь пережитое. <...> Книга эта правдива, потому что строго документальна. В ней все реально, все достоверно». Общий объем материала, который получили Гранин и Адамович, превысил две тысячи страниц. Отрывки из «Блокадной книги» опубликовали в 1977 году в журнале «Новый мир». Однако целиком произведение вышло только в 1984 году.
В 1980 году вышел его роман «Картина» о судьбе чиновника из небольшого провинциального города. В этой книге прозаик писал об ответственности маленького человека перед будущим его страны, проблемах экологии. В том же году в выступлении на Съезде писателей СССР Гранин обозначил основной принцип своего творчества: «Одно обличение — это еще не искусство. Искусство требует, очевидно, еще и печали, и любви».
Работал Гранин и как журналист — входил в редколлегию «Романа-газеты». Там он редактировал тексты начинающих авторов, выбирал материалы для публикации. Статьи писателя печатали в «Литературной газете», журнале «Огонек».
В это же время Даниил Гранин вновь стал писать о войне. В 1984 году вышла его повесть «Еще заметен след». В еЧерез три года по этому произведению поставили радиоспектакль.
В конце 1980-х Гранин занялся политикой и общественной деятельностью. В 1987 году он создал одно из первых благотворительных обществ в СССР — «Милосердие». Гранин был членом и других некоммерческих организаций. Среди них — Всемирный клуб петербуржцев, Международный благотворительный фонд им. Д.С. Лихачёва, Общество друзей Российской национальной библиотеки.
В 2000-х и 2010-х Гранин продолжил заниматься благотворительностью. В 2017 году писатель получил свою вторую Государственную премию — за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
Источник: https://www.culture.ru/persons/10567/daniil-granin