Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

5 января - 100 лет со дня рождения Фридриха Дюрренматта

05 января 2021 K2_ITEM_AUTHOR 

5 января 1921 года - 100 лет назад - родился Фридрих Райнхольд Дюрренматт (нем. Friedrich Reinhold Dürrenmatt, 1921 - 1990), швейцарский немецкоязычный прозаик, драматург и публицист. Основные темы его творчества -  предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.

 

Цитаты из произведений Ф. Дюрренматта

Судья и его палач (Der Richter und sein Henker, 1952)

"- Кто он по профессии?

- Философ.

- Что вы имеете в виду?

- Он человек, который много думает и ничего не делает".

Авария (Die Panne, 1956)

"Путь от виновности к невиновности, правда, нелёгок, но все-таки возможен, зато совершенно безнадежно желать во что бы то ни стало доказать свою невиновность: результат бывает сокрушительным. Вы проигрываете, в то время как могли бы выиграть, и лишаетесь возможности выбрать вину самому, вам ее уже навязывают".

Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame, 1957)

"Любого человека, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что".

"Нельзя шутить с идеалами, за идеалы люди проливают кровь".

"Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него публичный дом".

"Гуманизм, господа, — бизнес миллионеров"

"Богатство только тогда имеет ценность, когда оно покоится на милосердии, а милосердия достоин только тот, кто жаждет милосердия".

"Бояться надо не людей, а Бога, не смерти тела, а гибели души".

"Причина, которая пробуждает в нас страх, спрятана в нашем сердце, гнездится в наших грехах; поймите это, и тогда вы поборете то, что вас мучит; найдете оружие, чтобы победить свой страх".

Физики (Die Physiker, 1961)

"Любая попытка отдельного человека решить для себя то, что касается всех, неизбежно кончается неудачей".

"Сегодня много говорят об ответственности физиков, и тут вдруг нас обуревает страх, и мы становимся моралистами. Какая чепуха! Мы должны открывать новые области, вот и вся наша задача. А как человечество пойдет по тем путям, которые мы ему откроем, это дело не наше с вами, а человечества".

Источник: https://vm.ru/culture/704607-sudya-i-ego-palach-10-znamenityh-citat-iz-proizvedenij-fridriha-dyurrenmatta

По словам самого Дюрренматта, «расписание нашего столетия, которое танцует последний танец белой расы, не знает ни виновных, ни ответственных. Никто не причем и никто ничего не хотел. Мы коллективно виноваты, коллективно вовлечены в грехи своих отцов и предков. Мы лишь дети своих предков. Это наша беда, а не наша вина. Вину можно расценить только как личный результат, как религиозное деяние. Нам остается только комедия. Наш мир точно так же привел к гротеску, как он привел к атомной бомбе».

Раннее творчество Дюрренматта родилось из отчаяния и против войны, которая разрушила мир писателя, где господствовали религия, патриотизм, политика и принципы. Автор не был участником войны, но видел собственными глазами зло, которое причиняли нацисты. Несмотря на то, что Швейцария, по сравнению с другими странами, не перенесла губительных последствий Второй мировой войны, ее положение было сложным. Ее окружали фашистские страны, и она нуждалась в угле и зерне. Таким образом, нейтральность Швейцарии и сыграла с ней злую шутку.

По словам самого Фридриха Дюрренматта, «нейтральность Швейцарии это политический ход, и именно это меня всегда интересовало. Ее нейтральность это не моральная, а циничная позиция».

Если обратиться к первым прозаическим произведениям Дюрренматта, можно отметить, как автор подчеркивает двойственность положения своего героя: он может стать и палачом, и жертвой или – такой поворот еще более вероятен – он палач, страж, охранник и жертва одновременно. Таким образом, ведущими темами творчества писателя в его раннем творчестве являются:

– взаимоотношения судьи и обвиняемого;

– жертва и палач;

– справедливость и насилие;

– различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.

В своих произведениях автор представлял общество как анонимную систему управления, в котором не представлялось возможным принятие каких-либо личных решений, в котором также не существовало какой-либо личной вины. Люди в событиях являются взаимозаменяемыми. Не люди плохие, плохая сама система, которая поддерживает коррупцию и способствует лживости.

Дюрренматт пользовался приемами, противопоказанными традиционной реалистической драме. Он не отображал действительность в жизнеподобных формах, а перевоссоздавал ее в условных «моделях современного мира». Крайней наивностью было бы принимать действительность в пьесах Дюрренматта за добросовестное драматургическое отражение житейской повседневности. Даже там, где автором как будто бы точно воспроизведены обстоятельства данного места (например, провинциальный город Гюллен в «Визите старой дамы»), эта локальная точность тут же размывается общим смыслом.

По мнению критиков, город Гюллен, описываемый автором в его произведении «Визит старой дамы», является маленьким городком в Швейцарии, хотя может находиться и абсолютно в другом месте.

Дюрренматт писал, «произведение создается вместе со зрителями. Раньше я присутствовал на всех пробах, всегда принимал участие в драматическом театре Цюриха, часто сам вел постановку. А потом каждый раз шок во время генеральной пробы. Внезапно приходят зрители. Как будто в спальной комнате внезапно появляются чужие люди. После генеральной репетиции работа в театре для меня заканчивается. Премьера уже не считается, она состоится перед публикой».

Дюрренматт творит, сохраняя неизменную дистанцию к материалу. Своей задачей он считает изобразить пестрый, красочный, противоречивый, не поддающийся систематизации мир, мир, который он, как художник, разумеется, интерпретирует в своем творчестве.

Близкие Дюрренматту герои часто оказываются в двусмысленной ситуации. Серьезные решения, которые они принимают, оказываются бессмысленными в связи с непредвиденным оборотом событий. Сам Дюрренматт говорит о том, что «каждое произведение, которое создается, можно прочитать двояко. Каждое слово, даже в Библии, можно прочитать двояко».

Жизнь, какой ее видит драматург, чревата осложнениями. Это настороженный скептицизм по отношению к способности людей управлять действительностью весьма характерен для дюрренматтовской концепции современной пьесы.

Дюрренматт творит, смешивая, сдвигая, перетасовывая характерные черты современного мира. Из этого материала он лепит иную реальность, существующую по своим законам, смешную, гротескную, страшную, но всегда узнаваемую. Смысл произведения выражает не позиция какого-нибудь близкого автору героя (как было у Камю или у Сартра), не истина, к которой исподволь вел своих зрителей Брехт, а вся созданная драматургом картина. 

Источник: http://biofile.ru/his/27601.html

Читать произведения Ф. Дюрренматта

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top