Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

16 января 1908 года родился Павел Нилин

16 января 2021 K2_ITEM_AUTHOR 

16 января (3 января по ст. стилю) 1908 года родился Павел Филиппович Нилин (наст. фамилия Данилин, 1908 - 1981),  русский советский писатель, сценарист и драматург, журналист. 

 

Родился в Иркутске в семье ссыльного поселенца. Рано начал трудовую жизнь, перепробовав множество профессий: был слесарем, кочегаром, служил в уголовном розыске, что впоследствии стало основательным материалом для первых заметок, статей и фельетонов в иркутской газете «Власть труда».

В 10 лет П.Ф. Нилин остался без отца, рано начал работать — сначала подручным кузнеца, в 14 лет — учеником слесаря, затем кочегаром в горкомхозе, рабочим на лесопильном и пивном заводах. Уже комсомольцем служил в уголовном розыске в таежном городке Тулуне. С 1924 сотрудничает в иркутской газетой «Власть труда». Первая заметка «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве П.Ф. Нилина с «Петербургскими трущобами» В. Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин.

В 1928 Павел Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газетах. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтёре». В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в журнале «Наши достижения».

В 1936 в журнале «Новый мир» напечатан роман Павла Нилина «Человек идёт в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным.

В 1936-37 Павел Нилин создаёт и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и другие), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. П.Ф. Нилин был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX века, его прозу отличает простота, не лишённая живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В. Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В. Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для П.Ф. Нилина. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными художественными приёмами — тексты наполнены пластикой и движением, по художественному эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Павел Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Государственную премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Военная проза Павла Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в ноябре 1941 он создаёт повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В. Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу. В 1965 по сценарию П.Ф. Нилина повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Павла Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. В 1959 по сценарию П.Ф. Нилина был поставлен одноимённый фильм.

Многие произведения Павла Нилина известны прежде всего по фильмам: «Сёстры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и другим. Фильмы по сценариям Павла Нилина, как и его лит. произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное её завершение в каждом конкретном индивиде» — П.Ф. Нилин), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних её неожиданностях».

Источник: http://irkipedia.ru/content/nilin_pavel_filippovich

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top