Андрей Вознесенский - один из известнейших поэтов-шестидесятников. По образованию – архитектор, по гражданской позиции – шестидесятник, читавший свои дерзкие нонконформистские стихи огромной аудитории Политехнического музея и Триумфальной площади возле памятника Маяковскому. Его творчество олицетворяет эпоху «оттепели», является воплощением свободной художественной мысли, талантливого смелого новаторства.
Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию — ностальгию по настоящему. Будто послушник хочет к господу, ну а доступ лишь к настоятелю — так и я умоляю доступа без посредников к настоящему. Будто сделал я что-то чуждое, или даже не я — другие. Упаду на поляну — чувствую по живой земле ностальгию.
("Ностальгия по настоящему", 1975)
Тяга к поэзии проявилась у Вознесенского еще в юности. Свои детские стихи поэт никогда не упоминал, хотя, очевидно, что они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературе. В 1958 году его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в культурное пространство современности, получив признание миллионов читателей.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962). Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная, поэзия Вознесенского воплощала в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны официальной советской поэзии.
Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке. Также на Таганке был поставлен спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры.
Рок-опера "Юнона и Авось" на текст Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова, созданная для "Ленкома", приобрела огромную популярность, став классикой жанра.
Последние годы, найдя применение своей академической специальности, Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых "видеом" - сложных коллажей с использованием текста, рисунков и фотомонтажа.
Источник: https://voznesenskycenter.ru/biography/
Подробнее о жизни и творчестве А.А.Вознесенского здесь