20 марта в МБОУ г. Иркутска СОШ №34 состоялся методический семинар для учителей естетсвеннонаучного цицла на актуальную тему: «Формирование функциональной грамотности при изучении предметов естественнонаучного цикла» с целью обмена опытом работы.
В пленарной части обозначена перспектива развития системы непрерывного экологического образования в городе Иркутске, в целом базируется на мероприятиях городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала», целью которого является активизация интеллектуального потенциала школьников и педагогов в области экологического образования.
Из опыта работы состоялась демонстрация приемов формирования функциональной грамотности и формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся 5-11 классов. А также был продемонстрирован опыт урочной и внеурочной деятельности в начальной школе «Что я знаю о жемчужине Сибири».
В практической части семинара состоялась работа в группах учащихся и педагогов: интеллектуальный мини-марафоне из области естественнонаучных знаний и географии «Примеры открытых заданий по формированию и оценке естественнонаучной грамотности». Группа учащихся 10-11-х классов продемонстрировала презентацию проектов «Фильтр Байкала» и «Разработка технологии изготовления экоёмкости».
Информация, предоставленная на практико-ориентированном семинаре актуальна и содержательна. Поставленная цель выполнена. Организаторы семинара скорректировали деятельность педагога на формирование у обучающихся учебной самостоятельности и целостного социально-ориентированного взгляда на мир, согласно современным стандартам.
Проблемное поле:
Современные 13-15 летние школьники не достигают порогового образовательного уровня по всем трём областям: чтению, математики, естествознания. А также, не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности самостоятельно мыслить и способности функционировать в сложных жизненных ситуациях.
Ведущий компонент в 2021году – креативное мышление; разрешение проблем; глобальные компетенции, математическая грамотность: 2003, 2012, 2021 (участвуют сегодняшние восьмиклассники).
Ведущий компонент в 2024 году – естественнонаучная грамотность: 2006, 2015, 2024 (участвуют сегодняшние пятиклассники)
Понимание функциональной грамотности как основы жизненной и профессиональной успешности выпускников выходит далеко за рамки данного семинара и является ключевой задачей современного педагога. Поэтому данную актуальную тему необходимо углублять на методических мероприятиях 2021-2022 учебного года.
1. Методическая разработка (презентация) «Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы)». Авторы: Балсунаева Э.В., заместитель директора по УВР, учитель физики МБОУ СОШ №34, Петрова А.А., ПДО МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/foIYU-q9tb5Wmw
2. Методическая разработка (презентация) «Примеры открытых заданий по формированию и оценке естественнонаучной грамотности». Обобщено на основе заданий PIZA / TIMSS / 2015 Баранова Е.К., заместитель директора по УВР, учитель биологии МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/pJdJ4p48_lKdcw
3. Методическая разработка (презентация) «Формирование основ смыслового чтения и навыков работы с текстом (из опыта работы). Курс внеурочной деятельности «Что я знаю о жемчужине Сибири» (1-4 классы)». Авторы: Бобина Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №34, Яковлева А. В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/r5ePYbKCOu2X4A
4. Методическая разработка (презентация) «Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся». Обобщено на основе данных международных исследований функциональной грамотности / PIZA / и академической грамотности / TIMSS / и / PIRLS /. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/bf0-wlhhDNDFuQ
5. Методическая разработка (презентация) «Приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии» (из опыта работы). Пикерская Ю.С., учитель географии МБОУ СОШ №34. Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/FJN-Myum-JgDKQ