Интегрированны тьюторил "Применение инновационных технологий с целью активизации способностей школьников для повышения эффективности обучения" состоялся 29.04.2021 в МБОУ СОШ №37 с целью представления опыта работы с приёмами инновационных технологий. Целевая аудитория: учителя биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы, педагоги дополнительного образования, победители литературного конкурса творческих работ «Живи, Байкал!». Всего приняли участие 71 человек: Очно – 35 педагогов и 9 учащихся СОШ №6. Заочно – 27. В пленарной части продемонстрирован вклад педагогов Иркутска в реализацию регионального проекта «2021 год – Год Байкала!». Только за последние два года в мероприятиях традиционного городского марафона «Созвездия Байкала» приняли участие более 7 тысяч учащихся и более 3 тысяч педагогов. Активно продолжается развитие курса по байкаловедению как регионального компонента образовательной области «Естествознание». 45 образовательных организаций, принимают участие в апробации учебно-методического комплекта по байкаловедению, с использованием цифровых образовательных ресурсов, получили новые издания учебно-методического пособия «Введение в байкаловедение. 5 класс» и «Байкаловедение. 6 класс». 2021 год объявлен Годом Байкала в Иркутской области. Иркутские школьники и педагоги всегда и всеми доступными средствами демонстрируют свою сопричастность в решении экологических проблем области и проблеме защиты сохранения великого озера. Продемонстрирована исследовательская работа по патриотическому воспитанию: «Мгновения Великой Отечественной войны в художественных произведениях как правдивое отражение её реальных событий». Представлен опыт работы «Как помогают Google-документы при работе учителя».
В практической части состоялась работа по секциям. Секция дополнительного образования и экологии состоялся фрагмент литературной гостиной «Славен и свят Байкал…», где прозвучали авторские творческие литературные работы педагогов Иркутска. Был продемонстрирован опыт работы: по практике наставничества в рамках проектно-исследовательской деятельности при реализации программ экологического направления, по формированию экологического сознания при изучении творчества иркутского сказочника В.П. Стародумова. по организации совместной деятельности в экологическом воспитании младших школьников с учреждениями дополнительного образования и дошкольных ОО.
Секция биологии и экологии. Был продемонстрирован опыт работы: по формированию межпредметных связей на примере интегрированного урока биологии и английского языка, по использованию технологии лэпбук на уроках биологии. Продемонстрированы мастер-классы: «Применение инфографики на уроках биологии», «SCRUM –технология и квест-технология на уроке: как это работает?».
Секция географии и экологии. Был продемонстрирован опыт работы: по индивидуальному итоговому проекту по географии как особой форме реализации ФГОС, по использованию Padlet на уроках географии, по оптимизации преподавания курса географии через использование интерактивного программного обеспечения. Продемонстрированы мастер-классы: «Повышение мотивации учащихся через игровую деятельность», «Использование образовательной онлайн игры Settera на уроках географии», - «Применение ментальных карт на уроках географии».
На предметных секциях «Биология. Экология» и «География. Экология» большое внимание было уделено новым формам подачи учебного материала: ментальные карты, виртуальные экскурсии, SCRUM-технология, игровая деятельность на уроках, квест-технологии, создание лэпбуков и многое другое. Большое внимание было уделено полезным в работе учителя и интересным цифровым технологиям и интернет-ресурсам: Google-документы, Padlet, онлайн игра Settera, Canva, Stepic, videouroki.net и другие. Обучение на всех площадках прошло успешно. Участники тьюториала отметили что данное мероприятие было «нужным и полезным», что информация представленная спикерами была интересной и новой, а так же важность того, что могли принимать в нем активное участие. Более 80% участников отметили, что возьмут на заметку и будут использовать в своей деятельности методические приемы, технологии и ресурсы представленные на тьюториале. Много слов благодарности было сказано и написано в листах обратной связи в адрес педагогов представивших свои работы, ставшие победителями литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». Участникам мероприятия было предложено оценить его по пятибалльной шкале по следующим параметрам: актуальность, содержание, форма проведения и организация. Средний балл по всем критериям составил 5, что является высшей оценкой организаторам.
Проблемное поле: недостаточно полное и повсеместное применение инновационных технологий с целью активизации способностей школьников для повышения эффективности обучения в образовательных организациях. Скорее всего, это связано с недостаточным использованием ИКТ-технологий и недостаточным техническим обеспечением школ современным компьютерным оборудованием.
Предложения: понимание совершенствования методики современного образования через применение инновационных технологий с целью активизации способностей школьников для повышения эффективности обучения. Поэтому данную актуальную тему необходимо расширять и углублять на методических мероприятиях 2021-2022 учебного года.
Перечень и ссылки методических разработок:
1. Обобщение (презентация) «Вклад педагогов г. Иркутска в реализацию регионального проекта «2021 год – Год Байкала!» с целью активизации способностей для повышения эффективности обучения». Автор Аптекина Л.А., методист МКУ «ИМЦРО». https://disk.yandex.ru/i/41kzdgt0-gqu_A
2. Методическая разработка (презентация) «Мгновения Великой Отечественной войны в художественных произведениях как правдивое отражение её реальных событий» (из опыта работы)». Автор Черниговская Л.И., учитель биологии МБОУ СОШ №80. https://disk.yandex.ru/i/qZRYsu1RMZRufw
3. Методическая разработка (презентация). Команда «Эдельвейс». Исследовательский экологический проект в стихах: «Порт Байкал!». Авторы Стенина Надежда Владимировна, учитель биологии и Кузнецова Татьяна Павловна, учитель географии МБОУ СОШ № 6. https://disk.yandex.ru/i/KX8NIEX98a734w
4. Методическая разработка (презентация) «Как помогают Google-документы при работе учителя» (из опыта работы)». Автор Чумовская Е.В., учитель биологии МАОУ СОШ №69. https://disk.yandex.ru/i/Ruhu0eARFwDk0w
5. Методическая разработка (презентация) «Практика наставничества в рамках исследовательско-проектной деятельности при реализации программ экологического направления». Автор Кацурба Татьяна Владимировна, старший методист МАУ ДО «Станция юных натуралистов». https://disk.yandex.ru/i/Ul8CobJPC7kmwg
6. Методическая разработка (презентация) «Формирование экологического сознания при изучении творчества иркутского сказочника В.П. Стародумова». Автор Шабалина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37. https://disk.yandex.ru/i/F1fUxAGbmPlmjQ
7. Методическая разработка (презентация) «Организация совместной деятельности в экологическом воспитании младших школьников с учреждениями дополнительного образования и дошкольных ОО». Автор Фролова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 37.
https://disk.yandex.ru/i/1_sW7jiZmOw47Q
8. Методическая разработка (презентация) «Использование технологии лэпбук на уроках биологии (из опыта работы». Штанько Татьяна Юрьевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 53. https://disk.yandex.ru/i/ponrKz-Mfxwp8A
9. Методическая разработка (презентация мастер-класса) «SCRUM –технология на уроке: как это работает?». Яковцева Татьяна Константиновна, учитель биологии МБОУ СОШ №37. https://disk.yandex.ru/i/-U6cVjRuCPW_qQ
10. Методическая разработка (презентация) «Индивидуальный итоговый проект по географии как особая форма реализации ФГОС». Автор Лозовая Ольга Евгеньевна, учитель географии МБОУ СОШ №37.
https://disk.yandex.ru/i/yxuQO7AGeIu_yA
11. Методическая разработка (презентация и буклет) «Оптимизация преподавания курса географии через использование интерактивного программного обеспечения». Автор Ашихмина Мария Александровна, учитель географии МБОУ г.Иркутска СОШ № 9. https://disk.yandex.ru/i/9FfmXL55qjWthw
https://disk.yandex.ru/i/AmlnT9rS0-DmXA
12. . Методическая разработка (презентация и доклад) «Перспективы и возможности виртуальных экскурсий на уроках географии, как средство развития у учащихся функциональной грамотности». Старкова Наталья Петровна, учитель географии МАОУ СОШ № 69.
https://disk.yandex.ru/i/RlfJQdIc_7plIg
13. Методическая разработка (презентация). Экологический проект «Озёрно-болотный комплекс в низовьях реки Иркут». Автор Шабалина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37.