Особенности составления психологического представления на ребенка педагогом-психологом на ПМПК.
После проведения анализа диагностических данных, полученных в ходе углубленного обследования, педагогом-психологом образовательной организации составляется развернутое психологическое представление, которое даст возможность членам комиссии ПМПК увидеть целостную картину особенностей проявлений ребенка в стенах образователной организации. В нем обоснованно резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описываются совокупный комплекс показателей развития, основные выступающие на первый план характеристики.
Наиболее важными харатеристиками, которые следует отразить педагогу-психологу являются:
I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.
Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив – неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).
Если не пошёл на контакт, то что делал: сидел молча, ходил по кабинету, бесцельно перебирал игрушки, кричал, плакал, сидел не руках у мамы и т.д.
II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.
«В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (воспитателя, родителей)».
Деятельность: целенаправленная, недостаточно целенаправленная, планомерная или непланомерная, организованная или неорганизованная, темп (средний, медленный, ускоренный, неравномерный). У дошкольников можно отметить использует ли предложенные игры целенаправленно, в соответствии с правилами. Доводит ли выполнение задания до конца.
Работоспособность: высокая или низкая, стабильная или нестабильная. Имеется ли повышенная истощаемость, пресыщаемость. Стремиться ли самостоятельно преодолевать возникшие трудности или ждёт помощи от взрослого. Наблюдается ли дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).
Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы.
Особенности восприятия:
- Обобщённость восприятия: умеет ли выделять главное, существенное в объекте. При восприятии текста, сюжетного изображения может ли выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
- Умеет ли самостоятельно рассматривать, всматриваться, или необходимо постоянное побуждение. Может ли выполнять задания без стимулирующих вопросов педагога.
- Восприятие устойчивое или неустойчивое, целостное или фрагментарное, поверхностное, планомерное или хаотичное, недостаточно осмысленное и т.д.
- Не нарушено ли представление о себе, о ближайшем окружении, о пространстве и времени.
- Имеет ли место замедленность приёма и переработки сенсорной информации, медленное реагирование на внешние стимулы.
- У дошкольников можно отметить: называет ли части суток, дни недели, времена и месяцы года, путает или нет их последовательность. Понимает ли пространственные отношения между предметами, понимает и правильно употребляет пространственные предлоги и наречия (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.
Особенности внимания. Отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания (внимание целенаправленно - нецеленаправленно, неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала и т.п.).
- Активно ли принимает задачу, внимательно ли выслушивает инструкции, рассматривает предметы.
- Не нарушено ли понимание инструкции, устойчивое ли слуховое внимание.
- Имеется ли отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.
- Есть ли трудности сосредоточения, импульсивность, инертность.
- Необходимы ли уточняющие вопросы взрослого.
- Требуется ли многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.
- Удерживается ли предлагаемая программа деятельности в процессе работы.
- Необходимо ли совместное со взрослым поэтапное выполнение задания. Внимание малоустойчиво, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.
- Может иметь место переключаемость внимания на непроизвольной основе.
- Внимание может характеризоваться неустойчивостью, могут отмечаться колебания работоспособности.
- Может быть повышенная истощаемость, кратковременная продуктивность при выполнении заданий. Быстрое нарастание ошибок по мере достижения цели.
- Частая непроизвольная переключаемость внимания. Спонтанная реакция на внешние раздражители.
- Активное внимание неустойчиво, повышены утомляемость и истощаемость.
- Недостаточная фиксация на предлагаемом задании.
- Имеются трудности в произвольной организации внимания, в его переключаемости и концентрации.
- Преимущественно непроизвольное, неустойчивое, небольшого объёма.
- Не может сосредоточиться и работать не отвлекаясь.
- Концентрация внимания практически невозможна.
- Целенаправленное внимание нарушено: трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.
- Не в состоянии активно концентрировать своё внимание, быстро отвлекается, реагирует на каждый шум, слово.
- Подвижность, двигательная расторможенность в сочетании с нестойкостью внимания.
- Не может длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях, с большим трудом подчиняется словесной инструкции.
- Внимание нестойкое, рассеянное, отвлекается под действием посторонних факторов.
- Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.
Особенности запоминания. Необходимо указать объем механического запоминания. Динамика запоминания 10 слов: норма - 6,7,8 слов при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении – 5-6 слов.
Нарушения запоминания могут быть следующими:
- Низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания.
- Незапоминание последовательности элементов.
- Трудности усвоения двигательной программы.
- Необходимость подсказки для воспроизведения.
- Неуверенное воспроизведение.
- Снижение объёма запоминания.
- Объём слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту.
- Эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением.
- Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.
- Плохо запоминает стихи, не удерживает в памяти условие задачи.
- Недостаточная сформированность произвольной памяти.
- Замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала.
- Преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.
- Снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наглядная память преобладает над словесной.
- Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Недостаточный объём и прочность запоминания.
- Низкий объём памяти. Требуется много времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания.
- Запоминает очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывает воспринятое, не может воспользоваться усвоенными навыками на практике.
- Замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость.
- С трудом осознаёт и запоминает внутренние логические связи.
- Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.
- Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память слабо развита.
- Запоминание непроизвольное. Привлекает внимание то, что кажется интересным.
- С трудом запоминает логические связи и отношения, т.к. не понимает их. Плохо понимает и запоминает отвлечённые словесные объяснения, необходимо наличие наглядного материала.
- Ведущим видом памяти является зрительная память. В основе произвольного запоминания лежит механическое заучивание.
- Воспроизводит материал упрощённо, опускает значимые его части, изменяет последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.
- Объём памяти уменьшен, требуется больше времени для освоения навыков, для заучивания и запоминания.
- Запоминание непроизвольное, бессистемное, осмысленное заучивание недоступно.
Норма: запоминание точное, воспроизведение полное, память произвольная.
Уровень развития интеллекта: в пределах возрастной нормы, ниже - выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы.
Отдельно описывается особенности вербального и невербального интеллекта.
Пробы на невербальный интеллект выполняет легко (можно указать методики, например, доски Сегена, кубики Коса, матрицы Равенна). Указывается способ действий (с заданием справляется легко, самостоятельно; с легкими вариантами справляется сам, с трудными нужна помощь). Вербальный интеллект (речевое мышление). Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет легко, выполняет без затруднений - с затруднениями, обобщает по существенным – несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.
Можно описать следующие особенности мышления:
Владеет ли соотносящими действиями (младшим дошкольникам)
Применяет ли способ проб и ошибок.
Понимание смысла сюжетной картинки.
Наличие или отсутствие импульсивности при анализе картинки и рассказа.
Замедленное понимание с подсказкой.
Сформированность/несформированность процесса обобщения.
Особенности решения задач на обобщение или выделение аналогий.
Инертность в сфере решения задач.
Некритичность, невозможность оценить свою работу.
Особенности развития мыслительных операций сравнения, обобщения, исключения, классификации
Внимательность при выслушивании условия задачи, целенаправленно и активно ли начинает действовать, как справляется с решением.
Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей.
Перенос показанного способа действия при решении новых задач.
Способность устанавливать смысловые связи между предметами и явлениями.
Преобладающий вид мышления.
Характеристики умственной работоспособности: работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.
Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.
По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние повышенной тревожности….
Выявлены следующие характерологические особенности: аутоагрессия, повышенная внушаемость, застенчивость, излишняя погруженность в себя.
III. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.