Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Четверг, 06 октября 2022 10:33

Особенности составления психологического представления на ребенка педагогом-психологом на ПМПК

Особенности составления психологического представления на ребенка педагогом-психологом на ПМПК.

После проведения анализа диагностических данных, полученных в ходе углубленного обследования, педагогом-психологом образовательной организации составляется развернутое психологическое представление, которое даст возможность членам комиссии ПМПК увидеть целостную картину особенностей проявлений ребенка в стенах образователной организации. В нем обоснованно резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описываются совокупный комплекс показателей развития, основные выступающие на первый план характеристики.

Наиболее важными харатеристиками, которые следует отразить педагогу-психологу являются:

I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив – неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и   т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).

Если не пошёл на контакт, то что делал: сидел молча, ходил по кабинету, бесцельно перебирал игрушки, кричал, плакал, сидел не руках у мамы и т.д.

II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.

 «В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (воспитателя, родителей)».

Деятельность: целенаправленная, недостаточно целенаправленная, планомерная или непланомерная, организованная или неорганизованная, темп (средний, медленный, ускоренный, неравномерный). У дошкольников можно отметить использует ли предложенные игры целенаправленно, в соответствии с правилами. Доводит ли выполнение задания до конца.

Работоспособность: высокая или низкая, стабильная или нестабильная. Имеется ли повышенная истощаемость, пресыщаемость. Стремиться ли самостоятельно преодолевать возникшие трудности или ждёт помощи от взрослого.  Наблюдается ли дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы.

Особенности восприятия: 

  • Обобщённость восприятия: умеет ли выделять главное, существенное в объекте. При восприятии текста, сюжетного изображения  может ли выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
  • Умеет ли самостоятельно рассматривать, всматриваться,  или необходимо постоянное побуждение. Может ли выполнять задания без стимулирующих вопросов педагога.
  • Восприятие устойчивое или неустойчивое, целостное или фрагментарное, поверхностное, планомерное или хаотичное, недостаточно осмысленное и т.д.
  • Не нарушено ли представление о себе, о ближайшем окружении, о пространстве и времени.
  • Имеет ли место замедленность приёма и переработки сенсорной информации, медленное реагирование на внешние стимулы.
  • У дошкольников можно отметить: называет ли части суток, дни недели, времена и месяцы года, путает или нет их последовательность. Понимает ли пространственные отношения между предметами, понимает и правильно употребляет пространственные предлоги и наречия (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.

Особенности внимания. Отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания (внимание целенаправленно - нецеленаправленно, неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала и т.п.).

  • Активно ли принимает задачу, внимательно ли выслушивает инструкции, рассматривает предметы.
  • Не нарушено ли понимание инструкции, устойчивое ли слуховое внимание.
  • Имеется ли отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.
  • Есть ли трудности сосредоточения, импульсивность, инертность.
  • Необходимы ли уточняющие вопросы взрослого.
  • Требуется ли многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.
  • Удерживается ли предлагаемая программа деятельности в процессе работы.
  • Необходимо ли совместное со взрослым поэтапное выполнение задания.  Внимание малоустойчиво, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.
  • Может иметь место переключаемость внимания на непроизвольной основе.
  • Внимание может характеризоваться неустойчивостью, могут  отмечаться колебания работоспособности.
  • Может быть повышенная истощаемость, кратковременная продуктивность при выполнении заданий. Быстрое нарастание ошибок по мере достижения цели.
  • Частая непроизвольная переключаемость внимания. Спонтанная реакция на внешние раздражители.
  • Активное внимание неустойчиво, повышены утомляемость и истощаемость.
  • Недостаточная фиксация на предлагаемом задании.
  • Имеются трудности в произвольной организации внимания, в его переключаемости и концентрации.
  • Преимущественно непроизвольное, неустойчивое, небольшого объёма.
  • Не может сосредоточиться и работать не отвлекаясь.
  • Концентрация внимания практически невозможна.
  • Целенаправленное внимание нарушено: трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.
  • Не в состоянии активно концентрировать своё внимание, быстро отвлекается, реагирует на каждый шум, слово.
  • Подвижность, двигательная расторможенность в сочетании с нестойкостью внимания.
  • Не может длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях, с большим трудом подчиняется словесной инструкции.
  • Внимание нестойкое, рассеянное, отвлекается под действием посторонних факторов.
  • Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.

Особенности запоминания. Необходимо указать объем механического запоминания. Динамика запоминания 10 слов: норма - 6,7,8 слов при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении –  5-6 слов.  

Нарушения запоминания могут быть следующими:

  • Низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания.
  • Незапоминание последовательности элементов.
  • Трудности усвоения двигательной программы.
  • Необходимость подсказки для воспроизведения.
  • Неуверенное воспроизведение.
  • Снижение объёма запоминания.
  • Объём слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту.
  • Эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением.
  • Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.
  • Плохо запоминает стихи, не удерживает в памяти условие задачи.
  • Недостаточная сформированность произвольной памяти.
  • Замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала.
  • Преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.
  • Снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наглядная память преобладает над словесной.
  • Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Недостаточный объём и прочность запоминания.
  • Низкий объём памяти. Требуется много времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания.
  • Запоминает очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывает воспринятое, не может воспользоваться усвоенными навыками на практике.
  • Замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость.
  • С трудом осознаёт и запоминает внутренние логические связи.
  • Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.
  • Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память слабо развита.
  • Запоминание непроизвольное. Привлекает внимание то, что кажется интересным.
  • С трудом запоминает логические связи и отношения, т.к. не понимает их. Плохо понимает и запоминает отвлечённые словесные объяснения, необходимо наличие наглядного материала.
  • Ведущим видом памяти является зрительная память. В основе произвольного запоминания лежит механическое заучивание.
  • Воспроизводит материал упрощённо, опускает значимые его части, изменяет последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.
  • Объём памяти уменьшен, требуется больше времени для освоения навыков, для заучивания и запоминания.
  • Запоминание непроизвольное, бессистемное, осмысленное заучивание недоступно.

Норма: запоминание точное, воспроизведение полное, память произвольная.

Уровень развития интеллекта: в пределах возрастной нормы, ниже - выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы.

Отдельно описывается особенности вербального и невербального интеллекта.

Пробы на невербальный интеллект выполняет легко (можно указать методики, например, доски Сегена, кубики Коса, матрицы Равенна). Указывается способ действий (с заданием справляется легко, самостоятельно;  с легкими вариантами справляется сам, с трудными нужна помощь). Вербальный интеллект (речевое мышление). Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет легко, выполняет без затруднений - с затруднениями,  обобщает по существенным – несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.

Можно описать следующие особенности мышления:

Владеет ли соотносящими действиями (младшим дошкольникам)

Применяет ли способ проб и ошибок.

Понимание смысла сюжетной картинки.

Наличие или отсутствие импульсивности при анализе картинки и рассказа.

Замедленное понимание с подсказкой.

Сформированность/несформированность процесса обобщения.

Особенности решения задач на обобщение или выделение аналогий.

Инертность в сфере решения задач.

Некритичность, невозможность оценить свою работу.

Особенности развития мыслительных операций сравнения, обобщения, исключения, классификации

Внимательность при выслушивании условия задачи, целенаправленно и активно ли начинает действовать, как справляется с решением.

Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей.

Перенос показанного способа действия при решении новых задач.

Способность устанавливать смысловые связи между предметами и явлениями.

Преобладающий вид мышления.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.

Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.

По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние повышенной тревожности….

Выявлены следующие характерологические особенности: аутоагрессия, повышенная внушаемость, застенчивость, излишняя погруженность в себя.

III.  Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы:  уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.

Top