Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Четверг, 09 февраля 2023 09:20

Проект «Театр - школа жизни»

Оцените материал
(0 голосов)
LogoPCFI 04 1    

 

Иркутский областной совет женщин – ИРО Союза женщин России 
2022-2023 уч. год

Президентский фонд культурных инициатив 
ПРОЕКТ «ТЕАТР - ШКОЛА ЖИЗНИ» (победитель Президентского конкурса 2022г.)

1. КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект "Театр - школа жизни" направлен на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства. Он реализуется в рамках национальных проектов "Культура" и "Образование" и др. стратегических документов. Это пилотный проект регионального значения разработки и внедрения модели сопровождения школ по поддержке школьных театров и включению театральной педагогики в единый образовательный процесс - обучения, воспитания и развития личности. Целевые группы проекта - педагоги и обучающиеся. В рамках Комплексной программы сопровождения школ запланирована совместная работа команды проекта и Опорного центра по поддержке школьных театров, созданного на базе Иркутского театрального училища. Работа будет вестись в течение 2022-2023 уч. года по двум направлениям - психолого-педагогическому и театральному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 По первому направлению "Как воспитать человека. Новые вызовы. Пути решений" запланировано проведение в школах педсоветов "Школьный театр - как вариативный модуль рабочей программы воспитания в школе", семинаров, круглых столов, тренингов, консультаций с руководителями школ, социальными педагогами, классными руководителями, психологами (85 чел.). Результаты данной работы будут представлены на итоговых педсоветах в школах по теме "Регион 38. Опыт работы по формированию личности ребенка в едином образовательном пространстве школы".

В рамках второго направления "Театр - как точка роста. Театральная педагогика в школе"- будут проведены мероприятия с участниками театральных коллективов (150 чел.) и их педагогами (10 чел.): мастер-классы и обучающие семинары для педагогов, встречи-консультации по работе над спектаклем, речевые тренинги и тренинги по сценическому искусству с детьми и др. Результаты работы по данному направлению будут представлены на генеральных прогонах - сдаче спектаклей школьных театров перед родителями и широкой общественностью (1000 участников). На областной фестиваль школьных театров "Алые паруса", который пройдет в конце учебного года, будут отобраны лучшие спектакли. В Образовательном центре "Персей" для ребят - участников проекта пройдет профильная творческая смена (150 чел.).

Школьный театр рассматривается нами как путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. Он должен стать школой воспитания чувств, пробуждения живого интереса к подлинному искусству. Атмосфера творчества, создаваемая в школе с помощью театра, должна способствовать раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Готовность педагогических коллективов к воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства рассматривается как главный результат проекта.

 Работа педагогических коллектив по овладению этой инновационной технологией будет обобщена в рамках конкурса школ "Воспитание театром" и представлена на форуме "Школа мысли, действия, чувств", в котором примут участие региональные и федеральные эксперты в области театральной педагогики.

 

2.ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА

Иркутская область:

города Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск;

районы Нукутский, Куйтунский, Усольский

Всего 10 школ из 6 МО

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

01.09.2022г. - 30.06.2023г.

 

4. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Обучающиеся и педагоги

5.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ

ПРОЕКТА

Приобщение детей к уникальному культурному наследию страны является одной из функций воспитания и предполагает создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.

 Театральное искусство, грамотно и эффективно включённое в процесс воспитания в школе в виде вариативного модуля "Школьный театр", способствует достижению этих задач. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор, влияет на личностный рост. Он создает благодатную почву для творчества, решает духовно-нравственные, эстетические, педагогические задачи. Именно театр способен сегодня значительно "очеловечить" школьное образование, сделать его живым, гуманным и интересным, так как побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения, учит развивать и отдавать свои эмоции, переживания. Он также способствует выявлению способностей детей и ранней профориентации на творческие профессии.

Сегодня воспитание средствами театрального искусства в школе более успешно развивается в крупных городах, где имеются классические театры, развита система дополнительного эстетического образования. Но в целом театр и театральная педагогика пока мало используются в школах, что не способствует решению современных задач в системе образования. В школах часто наблюдается разрыв между теорией и практикой воспитания. С одной стороны – глубина задач, ориентированность на достижение личностного результата, с другой – понимание процесса воспитания как набора проводимых мероприятий, использование устаревших форм, методов и технологий. Серьезной проблемой является отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников между учреждениями образования и культуры, что не способствует созданию условий для раскрытия их творческого потенциала.

Эти и другие факторы побудили Иркутский областной совет женщин, много лет занимающийся вопросами воспитания детей и подростков, разработать, во взаимодействии с надежными партнерами из системы образования, культуры и др. сфер, проект, направленный на консолидацию усилий и объединение ресурсов в духовно-нравственном и эстетическом воспитании школьников, их социализацию средствами театрального искусства.

 Объединяющим началом для такой совместной работы стало направление "Школьный театр", рекомендуемое министерством образования РФ в качестве вариативного модуля для организации воспитательной работы в школе.

В России и Иркутской области таких школ немного, примерно пятая часть (17- 20 %). Мониторинг деятельности детских театральных объединений в образовательных организациях Иркутской области в 2021 году показал, что в регионе в 179 школах - 182 школьных театра, из них 152 реализуют дополнительные общеразвивающие программы, 30 - программы внеурочной деятельности. Многие школы не имеют кадров для этой работы, испытывают трудности с включением театра и театральной педагогики в единый образовательный процесс- обучения, воспитания, развития. Апробируя модель сопровождения школ по поддержке школьных театров и использованию вариативного модуля "Школьный театр" в воспитании обучающихся на базе 10 школ, мы сможем распространить данный опыт и значительно увеличить число таких школ в регионе. Апробированная модель поможет не только создать театры, но и подготовить педагогические коллективы к тому, чтобы театральная педагогика стала инновационной моделью воспитания, способствовала созданию развивающей образовательной среды как для детей, погружая их в мир искусства и развивая творческое мышление, так и для педагогов, создавая условия для профессионального роста и раскрытия творческого потенциала.

 Театр и театральное искусство помогут сформировать позитивное отношение школьников к базовым ценностям, к величайшим достижениям культуры. Кроме эстетического воспитания, театр откроет большие воспитательные возможности. Принимая деятельное участие в создании спектакля, школьники учатся продуктивно общаться в коллективе, помогать друг другу, выстраивать коммуникации с другими людьми, получая при этом необходимые жизненные навыки и приобретая опыт самостоятельного социального действия.

Состав,  квалификация и опыт команды проекта, участие в нем Иркутского театрального училища, Информационно-методического центра развития образования г. Иркутска, профессиональных федеральных экспертов, а также поддержка профильных министерств Иркутской области - культуры и образования, Общественной палаты Иркутской области, Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России", имеющей опыт по реализации грантового проекта "Школа+театр: точка роста", дает основания считать, что все поставленные задачи в рамках проекта будут решены в полном объеме и качественно.

6. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание эффективной модели сопровождения школ по поддержке школьных театров и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства в рамках межведомственного взаимодействия и системы социального партнерства государственных и общественных организаций

7. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1) Обеспечить успешный старт проекта "Театр - школа жизни", его информационное, организационное и научно - методическое сопровождение

2)  Провести комплекс мероприятий в школах по направлению "Как воспитать человека. Новые вызовы. Пути решений"

3)  Провести комплекс мероприятий в школах по направлению "Театр - как точка роста. Театральная педагогика в школе"

4)  Обобщить и распространить лучший опыт работы педагогических коллективов по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства, обеспечить его широкое освещение в СМИ, в том числе в сети Интернет

8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Количественные результаты

Количество благополучателей - обучающихся, участников театральных коллективов в 10 школах, работа с которыми проводилась на постоянной основе - 150

Количество благополучателей – участников педагогических коллективов в 10 школах, работа с которыми проводилась на постоянной основе - 150

Информационно - методические услуги по сопровождению образовательной деятельности (педагогическое направление) в 10 школах в рамках проекта - 100

Информационно - методические услуги по сопровождению образовательной деятельности (театральное направление) в 10 школах в рамках проекта - 100

Психологические услуги по сопровождению образовательной деятельности в 10 школах в рамках проекта - 100

Общее количество человек, принимающих участие в мероприятиях проекта - 3635

Количество человеко-часов, отработанных волонтёрами в ходе подготовки и проведения мероприятий проекта - 710

Количество публикаций о ходе проекта в СМИ, в том числе в сети Интернет – 50

Качественные результаты и способы их измерения

Разработанная и реализованная модель сопровождения школ по поддержке школьных театров и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства окажет положительное влияние на качественные результаты образовательного процесса, поможет создать и апробировать в 10 школах области Программу воспитания школы с включенным в нее воспитательным модулем «Школьный театр».

Будут созданы 10 школьных театральных театров. У обучающихся, участников театральных коллективов, повысится интерес к театральному искусству, произойдет личностный и духовный рост (наблюдение, анкетирование).

У всех обучающихся, участвующих в мероприятиях воспитательного модуля "Школьный театр", проявится более высокий уровень социализации, воспитанности, развития коммуникативных способностей (наблюдение, анкетирование).

Произойдет насыщение и обогащение развивающей образовательной среды в школах, позитивно влияющей на развитие интеллектуальных и творческих способностей всех участников, на качество образования (анкетирование, анализ условий и качества образования).

Будет достигнуто повышение уровня квалификации педагогов (анализ результатов аттестации).

Достижение указанных результатов (количественных и качественных) позволит сделать вывод об эффективности данной модели и сформировать готовность педколлективов к дальнейшему совершенствованию процесса воспитания с использованием модуля "Школьный театр" (анализ итогов работы школ)

9. ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Министерство образования Иркутской области: организационная, информационная, консультационная, иная поддержка реализации проекта

Министерство культуры Иркутской области: организационная, информационная, консультационная, иная поддержка реализации проекта

Общественная палата Иркутской области: организационная, информационная, иная поддержка реализации проекта

Общероссийская общественно-государственная организация «Союз женщин России»: организационная, информационная, консультационная, иная поддержка реализации проекта

10. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:

1) На сайте Иркутского областного совета женщин: https://www.baikalwoman.ru/

2) В группе «Женсовет Прибайкалья» на Фейсбук: https://www.facebook.com/groups/591857770961421/

3) На официальном портале города Иркутска: https://admirk.ru/

4) Печатные СМИ (газета "Областная", муниципальные СМИ)

5) На сайте Союза женщин России: https://wuor.ru/department/wuorirkutsk/

6) На сайте Иркутского театрального училища: https://www.irkteatruch.ru/news

7) На сайте министерства культуры Иркутской области: https://irkobl.ru/sites/culture/news/news/

8) На сайте министерства образования Иркутской области: https://irkobl.ru/sites/minobr/news/

9) На сайте Общественной палаты Иркутской области: http://opirk.ru/news/palata_news/

10)Нна сайтах 10 общеобразовательных школ Иркутской области

 

11. ИСТОЧНИКИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЧ ПРОЕКТА В ДАЛЬНЕЙШЕМ

Источниками  ресурсного обеспечения проекта в  будущем могут стать грантовые средства нового этапа развития проекта, привлеченные средства крупных кампаний, участие профильных министерств (образования и культуры) в софинансировании отдельных мероприятий проекта, которые могут войти в календарь ежегодных областных мероприятий (фестиваль детских театральных коллективов "Алые паруса", проведение творческих  профильных смен в Образовательном центре "Персей" и др.).

 

12. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИ ПРОЕКТА

У проекта большие перспективы. Весной 2023 года участники школьных театральных коллективов Иркутской области (150 чел.) примут участие в профильной творческой смене Образовательного центра "Персей". В будущем такие смены станут регулярными. Успешный опыт реализации модели сопровождения 10 школ по поддержке школьных театров и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства, будет направлен в органы управления образованием и рекомендован для работы с другими школами области. В ближайшие 2-3 года число таких школ значительно прибавится.

Будет создана Ассоциация руководителей школьных театров Иркутской области, которая объединит усилия учреждений образования и культуры, а также государственных и общественных структур в деятельности по поддержке школьных театров, и таким образом, поможет создать систему их экспертного сопровождения и эффективного взаимодействие театр-школа.

Отдельным перспективным направлением развития станет подготовка кадров для школ  – педагогов, владеющих современными технологиями театральной педагогики.

Школьные театры станут непосредственными участниками регионального фестиваля детских творческих коллективов "Алые паруса", который получит постоянную прописку в Иркутской области и станет традиционным, вовлекая все новых участников в свою орбиту творческого притяжения, выявляя и продвигая юные таланты. Будет создана Дирекция фестиваля, которая начнет свою работу на постоянной основе с 2023-2024 учебного года.

Несомненно, дальнейшее развитие школьных театров Иркутской области может быть  связано  с включением  их в федеральный проект «Школьная классика» (совместный проект Российского движения школьников и Театрального института имени Щукина), причем не только на «базовый» уровень, но и на «продвинутый», что поможет действующим школьным театральным коллективам интегрироваться в творческое профессиональное  сообщество и принимать  участие в российских конкурсах.

Прочитано 410 раз Последнее изменение Четверг, 09 февраля 2023 10:19
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top