Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 01 марта 2023 09:17

Состояние дошкольного воспитания в городе в годы Великой Отечественной войны - 2 этап (1943-1945гг.)

Оцените материал
(0 голосов)

Войска советской армии шли в наступление, освобождались оккупированные районы, победа в Сталинградской битве показала, что наступил переломный момент и скоро враг будет разгромлен. Именно в этот ответственный период воины-солдаты должны были быть спокойны и уверены в том, что государство заботится и бережет их детей. До Победного мая оставалось еще 2 года...

Правительством страны ставит перед дошкольным воспитанием следующие задачи:

 

1. Создание максимальных условий для сохранения жизни и укрепления здоровья детей.

2. Расширение сети дошкольных учреждений, укрепление их материальной базы.

3.Улучшение качества воспитательно-образовательной работы.  

Промышленные предприятия города продолжали наращивать мощности, еще большее количество семей специалистов прибывали в город. Для властей города проблема охвата детей дошкольными учреждениями стала самой актуальной. Если в первые годы войны удовлетворялись все имеющиеся заявления о приеме детей в детские сады, то с апреля 1943 года согласно приказу народного комиссара просвещения РСФСР безотказно стали приниматься только дети военнослужащих. Коллективы дошкольных учреждений по-прежнему прилагали максимум усилий для полноценного физического развития детей.

С радостью было встречено работниками Садов решение Исполнительного комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся № 69 от 29.01.1943 г.: о выдачи хлеба в пределах 150 грамм для сада и для контингента яслей - 75 грамм в день.

В этот период большую роль в укреплении здоровья дошколят сыграли подсобные хозяйства. Возможность их содержания дошкольные учреждения страны получили на основании Приказа Народного комиссара просвещения РСФСР за № 1416 от 27 апреля 1943 года «О подсобных хозяйствах при детских садах». Каждый детский сад старался иметь собственные теплицы, скотные дворы, что значительно расширяло рацион питания детей. Например, детский сад №l имел подсобное хозяйство в Маркова, трудно представить, как педагоги преодолевали расстояния, если не было попутного транспорта, чтобы вовремя подоить корову, успеть привезти молоко и сварить на завтрак кашу. Детский сад № 30 имел 4-х поросят, 4-х овец, лошадь и корову. Весь коллектив работал по обслуживанию подсобного хозяйства, и в результате дети имели свое мясо, молоко и овощи.

Трудности военного времени не снимали с повестки дня основной задачи - воспитание и обучение дошколят. Мамами-воспитателями для малышей стали: О. Воробьева (детсад Куйбышевского завода), Г. Ганцевич (детсад № 46), К. Яшина (детсад № 31), Л. Быстрова (детсад № 30) и многие другие.

Ещё большее внимание стало уделяться патриотическом воспитанию.  Этому есть документальное подтверждение: «12 мая 1943 года. воспитанниками детского сада № 7 «Золотранс» был дан концерт для раненых бойцов и командиров в/ч 3908. Это не первое выступление детского сада в нашем госпитале. Хочется отметить умелую и кропотливую подготовку детской самодеятельности. Неплохо подобраны костюмы. Среди них есть и украинские, и белорусские, и цыганские. Слаженно и дружно поют дошкольники, хорошо пляшут. В подготовки детской самодеятельности чувствуется настойчивая работа заведующей садом № 7 Севастьяновой, воспитательницы Поляковой и особенно концертмейстера пианистки тов. Горбуновой. Командование воинской части 3908 и коллектив раненых бойцов и командиров от всей души благодарят своих маленьких шефов и их руководителей за хороший концерт» (из архивов Э.М. Горбуновой). Патриотическое воспитание детей было тесно связано с трудовым. Совместно с взрослыми дети готовили посылки с подарками, в которых были теплые носки, чулки, платки, вышитые кисеты, табак, полотенца и пр.

Несмотря на военное время, в городе продолжали проводиться конференции. Каждая научно-практическая конференция была большим событием для дошкольных работников города и области. Выступали практики и научные работники, особый интерес вызывали доклады, тема которых отвечала потребностям времени: по физическому воспитанию, по воспитанию любви к Родине, ознакомлению детей с природой, работа по родному языку.

С большим воодушевлением работники народного образования встретили сообщение об организации 6 октября 1943 года Академии педагогических наук (АПН). Это было хорошей весточкой, значит, действительно скоро долгожданная Победа и государство проявляет заботу о развитии народной системы образования уже в условиях мирного времени. В составе Академии был Институт теории и истории педагогики, при нем был организован отдел по дошкольному воспитанию, который возглавила А. П. Усова.

  Александра Платоновна Усова (1898-1965) - крупный советский ученый в области дошкольного детства, родилась в Иркутской губернии на прииске «Надеждинский». Педагогическую деятельность начала в 1921 году в Иркутске учителем начальной школы, затем по путевке комсомольской организации края поступила в Петроградский институт дошкольного образования. С 1928 года началась се плодотворная педагогическая и научная деятельность на дошкольном отделении Государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Во время войны была директором Центрального методического кабинета по дошкольному воспитанию, а затем возглавила отдел дошкольного воспитания. К 1944 году у советского государства появилась возможность для документа «О увеличения государственных расходов на содержание маленьких детей.

Отделом народного образования организуется перепись дошкольных учреждений, изыскиваются дополнительные средства для содержания существующих детских учреждений. Многие детские сады города продолжают увеличивать количество круглосуточных групп. В каждый детский сад с контингентом не менее 100 детей прикрепляется врач и назначается медицинская сестра для постоянной работы. К лету 1944 года улучшается продуктовое снабжение работников детских садов, специальным постановлением вводится для них двухразовое питание. Стоимость питания удерживалась при выдаче зарплаты по себестоимости затраченного сырья.

В сентябре 1944 года открылся Иркутский дошкольный техникум, готовящий за три года воспитателей на базе семилетнего образования. Большую роль в организации техникума сыграли Ольга Сергеевна Лебедева, зав. дошкольным сектором Облоно. Студенты дошкольного педагогического техникума после уроков работали на сборе подарков на фронт, дежурили в госпиталях, в подшефных деревнях читали лекции и делали доклады, устраивали концерты художественной самодеятельности.

Теория и практика дошкольного воспитания за годы войны накопила огромный педагогический опыт, который нашел отражение в новом документе «Устав детского сада», утвержденном 15 декабря 1944 года. Этот документ определил дальнейшие направления деятельности Дошкольных учреждений города. В частности, в параграфе 1 записано: «Детский сад является государственным учреждением общественного советского воспитания детей от 3 до 7 лет, имеющим целью обеспечить им всестороннее развитие способствует и воспитание. Одновременно детский сад способствует участию женщин-матерей в производственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».

Военное время внесло свои коррективы в работу детских садов, дошкольные работники очень нуждались в более конкретных рекомендациях по организации воспитательной работы с детьми. С большим одобрением практиками было встречено обновленное «Руководство для воспитателей детского сада» (программно-методические указания), утвержденное 4 мая 1945 года. Теперь воспитатели могли «руководить» процессом воспитания и обучения, четко зная задачи и содержание работы с дошкольниками по направлениям всестороннего развития ребенка: физическому, нравственному, художественному, развитию речи и др. На первое место по-прежнему ставилось физическое воспитание.

Согласно «Руководству», воспитатели стали вводить в режим работы детского сада обязательные занятия. Занятия со всей группой проводились и раньше: сначала они назывались организованными занятиями (1932г.), затем установленными (1934г.), наконец обязательными (1945 г.). В «Руководство» был введен новый раздел - «Знакомство с окружающим». Это имело большое значение, так как вооружало воспитателя содержанием и методами в одной из наименее разработанных и весьма сложных областей воспитательной работы-ознакомление маленьких детей с многообразием окружающего мира.  Методический кабинет города развернул работу по внедрению нового документа в практику детских садов.      В течение 1945 года правительством страны принимается ряд документов, направленных на стимулирование труда дошкольных работников: «О повышении заработной платы работникам детских садов», «Об условиях труда работников детских садов», «Правила внутреннего распорядка для работников детских садов». Данные постановления способствовали повышению авторитета дошкольного педагога.

К осени значительно улучшилось снабжение города продуктами, рацион питания в детских садах стал более разнообразным. Накануне 7 ноября 1945 года в Иркутске произошло радостное событие, была начата свободная торговля хлебом, в продаже появились булки и хлеб из муки первого сорта.

Вместе со всей страной строжайший экзамен на прочность и жизнеспособность держала и система дошкольного воспитания, и она с честью выдержала это испытание. В годы войны с особой силой проявилась преданность дошкольных работников нашей области и своей Отчизне. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» награждены дошкольные работники: Белинская Г.Е., Васильева Е.М., Горбунова Э.М., Кононова И.П., Паутова T.C. Сафронова Т.Ф., Свинкина А.А., Тугарина А.А. В «бессмертном полку» победителей навечно записаны имена тех, кто, не щадя себя, отдавал свои силы делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста в суровое военное время.

Источник: Воробьева Г.В., Смирнова С.С. Листая страница истории дошкольного образования Иркутска. -Иркутск: Репроцентр А1, 2018. -178с

Прочитано 364 раз Последнее изменение Среда, 01 марта 2023 09:18
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top