Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 01 марта 2023 09:20

Развитие дошкольного образования Иркутска в 1920-1940 годы

Оцените материал
(1 Голосовать)

Системе дошкольного образования в истории дошкольной педагогики уделяли большое внимание. Началом создания системы дошкольного образования в России принято считать 1917 год. 20 декабря 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». В 1920 года начинается формирование сети дошкольных учреждений в Иркутской области, при ГубОНО и уездных отделах образования организуются подотделы по дошкольному воспитанию. В декрете Наркомпросса от 28.12.1917 говорится: «Введение дошкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своею задачей положить начало общественному воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития…». В резолюции Первого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию утоняется:«… освободить работницу – мать и предоставить ей возможность принять участие в общественном строительстве новой жизни, съезд признает желательным и возможным продолжить пребывание ребенка в детском саду на все время рабочего дня матери…».

 

30 сентября 1920 года в г. Иркутске открыт второй детский сад, а через 10 месяцев – еще два в Свердловском районе. К 1 января 1924 года открыто ещё 2 детских сада, количество детей 150 воспитанников. Время революционных событий «породило» сиротские дома ребенка, детские дома, колонии, общежития (современное название – интернат), где дети нуждались в самом элементарном: куске хлеба и крыше над головой. В октябре 1921 года в г. Иркутске открылись два дома ребенка по 60 мест, один из них разместился в Базановском сиропитательном доме. Не хватало средств на содержание имеющихся дошкольных учреждений, а время неумолимо требовало открытия новых: в декабре 1921 года в Иркутск прибыло два эшелона (более 800 человек) с детьми из голодающего Поволжья, а в мае – еще 3 тысячи человек. Уже в 1921 году, согласно архивным данным, в Иркутске и Иркутской губернии функционировало 20 детских садов на 1245 воспитанников и около 30 детских домов на 2320 человек.

Строительство и содержание дошкольных учреждений осуществлялось, в основном, по двум источникам финансирования: по бюджету и за счет предприятий и организаций, которые открывали свои подведомственные детские сады.

Рост дошкольных учреждений вовлек за собой серьезную проблему: подготовка специальных кадров: в Иркутской губернии таких профессиональных учебных заведений не было. Поэтому с 1920 года было решено проводить постоянные, разной продолжительностью курсы на базе уездных отделов образования по подготовке работников дошкольных учреждений. Только в 1924 году в Педагогическом опытном техникум (открытом в январе 1922 года), появились   два отделения: школьное и дошкольное. Курс обучения был рассчитан на 4 года. На 1-й курс принимались лица, обладающие объемом знаний за 7 классов (1-й концентр школы 2 ступени) и не моложе 15 лет. Обучение было бесплатным. Техникум выпускал преподавателей школ 1 ступени, а также дошкольных учреждений (детских домов, садов). При техникуме имело общежитие на 50 человек. Старожил города Иркутска Л.И. Тамм вспоминала свою учебу в этом техникуме: «Здание Педтехникума стояло на берегу Ангары рядом с Московскими воротами. Раньше там размещалось мужское духовное училище.  Учебный корпус был соединен со спальным длинным теплым коридором. Уже при нас заканчивали реконструкцию здания. В средней части бывшей домовой церкви устроили спортзал, а в алтарной части соорудили сцену

На первом этаже техникума расположилась студенческая столовая. Во всех классах установили буржуйки, трубы вывели в форточки. Дров было мало, старались в первую очередь натопить спальный корпус, а учебный – как придется. Водопровод не работал, все «удобства» состояли из двух теплых туалетов и восьми умывальников. Стипендию учащимся не платили, зато кормили три раза в день. Хлеба давали досыта, в супе иногда попадались маленькие кусочки мяса, кашу (чаще всего гречневую или перловую) заправляли маслом. Правда, чай был без сахара. В помощь работникам столовой каждый день выделились по два дежурных.

Учащиеся техникума, в основном ребята деревенские, одевались просто, в платья и рубашки темных тонов, на ногах ичиги – у парней, у девочек – чирки, зимой – катанки. Более обеспеченные и форсистые ребята щеголяли в модные черные цвета сатиновых косоворотках с белыми пуговицами. У девочек, почти ни у кого, не было кос. Стрижка «под гребенку» чуть прикрывала уши, волосы сдерживала большая «от уха и до уха» гребенка. Все предельно просто, никаких украшений.

Учебные пособия в техникуме были прекрасными, они сохранились еще от старого времени. И преподавательский состав подобрался отменный. Особенно мы любили преподавателя словесности Алякринскую. От своего отца – священника – она переняла дар слова. Любили мы учителя рисования Камкина и учителя естествознания, который не только интересно преподавал ботанику и зоологию, но и создал «живой уголок», где обитали мелкие зверюшки. А самым привлекательным местом занятий был спортивный зал, где с нами занимался бывший офицер царской армии Кирьяк Яковлевич. Он не считался со временем, и находился в спортзале до тех пор, пока в нем не оставалось ни одного учащегося. А пропадали мы в спортзале практически весь день. Чего там только не было! И брусья, и кобыла, и турник, и кольца. Девочкам крутиться на снарядах было не удобно, о спортивных костюмах в то время никто и не слышал, а юбки постоянно задирались. Приходить на занятия в трусиках считалось неприличным. Видя наши мучения, Киря (как мы его любовно называли) предложить вместо юбки сделать нечто вроде штанов. Юбка разрезалась впереди и сзади, в разрез по всей длине вшивался кусок ткани. Это сооружение стягивалось внизу резинкой. Мы стали походить на средневековых пажей с их коротенькими пышными штанишками …»

В 1930 указывалось, что преподавание ведется с сельскохозяйственным уклоном. В учебный план Иркутского педтехникума наряду с традиционными общеобразовательными и психолого-педагогическими дисциплинами входили такие предметы, как крестьянская кооперация, статистика, счетоводство, история культуры, политграмота.

Обучение осуществлялось бесплатно. Учащимся выплачивалась стипендия. Сумма стипендии была небольшой – от 8 до 10 руб., но устанавливались они разными организациями: государственных стипендий было 75, местных – 100, ЦИКа – 4, профсоюзных – 30. Примечательно, что для оказания помощи беднейшим учащимся использовались разного рода юбилеи и знаменательные даты. Так, в 1922 губернский исполком в честь 50-летия учительской семинарии учредил дополнительные 50 стипендий для детей беднейшего крестьянства, рабочих и трудовой интеллигенции. Иногородним предоставлялось общежитие (в 1924 было 50 мест). Однако, условия проживания были достаточно стесненными. Так, в 1925 на 170 проживавших в общежитии приходилось всего 139 кроватей. В 1930 имелось 199 мест.

В 1931 году было решено перевести Иркутский педтехникум в полном составе с преподавателями, учащимися и учебным оборудованием в г. Читу, где он слился с аналогичным Читинским педтехникумом. после того, как техникум сделал в Иркутске семь выпусков. Здание передано Иркутскому индустриально-педагогическому институту.

Среди учащихся и выпускников Иркутского педагогического техникума немало известных имен.

Алексей Павлович Окладников (03.10.1908-18.11.1981) – академик, ученый-археолог, историк и этнограф с мировым именем.

Георгий Васильевич Тропин (15.05.1902-1988) – диалектолог, кандидат филологических наук, профессор Иркутского госуниверситета, заслуженный деятель науки Бурятской АССР.

Иосиф Александрович Дриц (27.01.1915-31.03.1985) – заслуженный учитель РСФСР, в 1943–1976 директор Иркутской средней школы № 11 – будучи учащимся Иркутского педтехникума, вынужден был переехать в Читу, зак ончить там обучение, а затем работать в школах Забайкалья.

иосиф

Лидия Ивановна Тамм (17.02.1907 – 02.07.2004), общественный деятель, писательница, почетный гражданин города Иркутска.

тамм

 Главными критериями, по которым шла оценка развития дошкольного воспитания, были: число учреждений, в том числе размещенных в типовых зданиях, охват детей дошкольного возраста этими учреждениями, повышение профессионального уровня педагогических и медицинских кадров, охрана здоровья, правильное питание, разностороннее воспитание и подготовка к школе.

Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.   С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

Во второй половине 1930-х гг. на территории Восточной Сибири продолжался процесс создания и расширения сети дошкольных учреждений, что стало отражением целенаправленной политики советского государства. Низкий уровень социально-экономического обеспечения большинства советских людей и наличие большого контингента детей, нуждающихся в социальной помощи государства, обусловило необходимость развития сети дошкольных учреждений. Система дошкольных учреждений способствовала включению в трудовой процесс большого количества женщин, что было крайне необходимо в условиях форсированного развития советской экономики во второй половине 1930-х гг.

Источник: Воробьева Г.В., Смирнова С.С. Листая страница истории дошкольного образования Иркутска. -Иркутск: Репроцентр А1, 2018. -178с

Прочитано 377 раз Последнее изменение Среда, 01 марта 2023 09:49
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top