Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 01 марта 2023 09:22

Состояние дошкольного воспитания в городе в годы Великой Отечественной войны - 1 этап (1941 – 1942 гг.)

Оцените материал
(0 голосов)

В памяти поколений навсегда останется народный подвиг, мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла. Победу приближали и люди, отвечающие за жизнь маленьких детей- дошкольные работники.

Забота о подрастающем поколении стала одной из важнейших государственных задач. Стратегическими задачами для всех органов власти, общественных организаций стали:

1. Сохранение жизни и здоровья детей.

2. Сохранение существующей системы образования и перестройка её в соответствии с условиями и требованиями военного времени.

 

В Иркутск были эвакуированы крупные предприятия, каждый день в город приходили эшелоны с беженцами, необходимо было срочно решать вопросы их размещения, создания условий для охраны их жизни и укрепления здоровья. За годы войны в Иркутскую область было эвакуировано 4886 детей разных возрастов и национальностей: 3901 русских, 132 украинца, 141 бурят, 103 финна, 101 татарин, 99 белорусов, 34 поляка, 15 немцев и др. Предметом особой заботы городских властей стало открытие новых детских домов и качественное улучшение деятельности существующих. В июне решением Облисполкома в помещении школы политпросвета города и в селе Олха открываются детские дома. Педагоги всё делали для того, чтобы, попадая в тихую обстановку, видя приветливые лица, дети забывали про войну и тревоги.

В июле 1941 года по инициативе руководящих органов проходит городское собрание дошкольных работников и детских домов г. Иркутска. К осени этого года область уже окончательно встала на военные рельсы. Матери вынуждены были работать в вечернее и ночное время, в связи с этим проблема присмотра и надзора за детьми стала делом государственной важности. В создавшихся условиях всё большее количество детей нуждалось в дошкольных учреждениях. На основании «Положения об интернате для детей дошкольного возраста» (от 22 сентября 1941г.) стали организовываться детские сады интернатного типа, для них предоставлялись лучшие помещения, вводилось дополнительное питание, был организован усиленный врачебный контроль. Примером указанного типа являются детский сад № 25 на 50 человек при Лисихинском кирпичном заводе, детские сады №14 и № 19.

С 1 по 30 октября в городе проходят районные совещания «Задачи работы детских садов в условиях военного времени». Участниками совещания обсуждался один из главных вопросов: как обеспечить больший охват детей дошкольным воспитанием. В ходе обсуждения было принято решение об открытии новых групп в детских садах за счет использования залов и спален, пристроек и утепления веранд. Здания, занятые различными учреждениями (кинотеатр «Пионер» и школа музыкантских воспитанников), передать под детские сады. Детские сады перестраивают свою работу, в них появляются группы с продленным днем, круглосуточные группы, время пребывания детей увеличивается с 10 до 12 часов. Для ослабленных детей создаются санаторные группы. Специально подготовленные люди начинают заниматься с детьми в парках, на площадках, при школах и домоуправлениях.

Дошкольные учреждения города продолжали работать, несмотря на возникающие трудности: холодные помещения, нехватку мебели и посуды, наглядных пособий. Персоналу детских садов много приходилось делать своими руками: из обоев нарезали бумагу для рисования, из папье-маше изготавливали овощи для игр, из лоскутков шили мягкие игрушки, из чурбанов делали строительные материалы.

Нина Иосифовна Королькова, бывшая заведующая детским садом № 30, вспоминает, что при наличии очень небольших средств смогла силами коллектива и родителей провести ремонт детского сада: побелку, покраску полов и мебели, ремонт водопровода. Детский сад полностью заготовил топливо на целый год, а также 10 т картофеля, 5 т капусты.

Приказом № 345 Наркомпроса РСФСР от 18 марта 1941 года Почётными грамотами РСФСР по Иркутской области были награждены: Вершинина Н.А. воспитатель детского сада № 30 г. Иркутска, Горбунова Э.М. методист по музыкальной работе г. Иркутска, Коблякова Е.В. воспитатель детского сада № 11 г. Черемхово, Середкина А.М. зав. детским садом № 26 г. Иркутска, Лебедева О.С. зав. дошкольным сектором Иркутского ОблОНО.

К 1942 году в городе и области увеличивалось количество беженцев - эвакуированных детей, оставшихся без родителей. В этот период дошкольные учреждения города в своей работе руководствуются документом «Организация работы и режима в детских садах в условиях Отечественной войны» (1942 год). Одной из главных задач деятельности детских учреждений являлось: не снижать качество педагогической работы, поднять ее на более высокий уровень, особенно по направлению сохранения здоровья и правильного физического развития детей.

О героизме и стойкости женщин-дошкольниц в суровые годы войны свидетельствуют участницы тех событий.

Вот как об этом вспоминает Анна Михайловна Анисимова, бывшая заведующая детским садом №17 г. Иркутска: «Война - трудное, голодное время. Питаться персоналу в дошкольном учреждении не разрешалось, поэтому продукты получали по карточкам, по установленным нормам. Приведу некоторые нормы на месяц: 2200 г мяса, 2 кг крупы, 1,5 кг сахара. Главный продукт хлеб — 600 г на день. Всегда хотелось поесть хлеба досыта. Картошку для детского сада садили на станции Суховская. Она была мелкой, поэтому в сыром виде ее не чистили, чтобы не было отходов. За счет картофеля питание детей было лучше. Дети, не имеющие излишеств в пище, бережно относились к ней».  

О том времени вспоминает воспитательница детского сада № 3 Мария Дементьевна Шаламова: «Годы войны прошли в больших трудностях. Старались все сделать, чтобы наши дети не ощущали голода. У нас было большое подсобное хозяйство. Около детсада и в поле выращивали картофель, капусту, редис, лук. Коллектив был дружный, работать шли с удовольствием...».

Действенным средством укрепления здоровья детей стало закаливание. Детей вывозили на летние дачи и площадки, где на свежем воздухе они загорали, играли, наблюдали за природными явлениями. Для этого арендовали дома в деревнях Олха, Горохово, Смоленщина. Кому не удавалось вывезти детей за город, те стремились максимально озеленить участки детских садов, очень хорошие участки имели детские сады №№ 2, 4. Эти мероприятия помогли сохранить жизнь многим детям, предохранить от инфекционных заболеваний, сделать их более выносливыми и устойчивыми к болезням.

Центральное место занимала работа по воспитанию чувства патриотизма, интернационализма, любви и уважения к родной армии. Основными средствами этих чувств являлись: шефство над военными госпиталями, изготовление и сбор подарков для фронтовиков, художественная литература, рассказы о героях войны; народное творчество. Важным воспитательным средством стали народные игры и игрушки.

Знакомя детей с родным краем, городом, Отечеством, воспитатели подчеркивали, как важно всем вместе защитить свою малую и большую Родину от врага. С целью воспитания чувства гордости за своих отцов, защищавших Родину, за родную армию широко использовалась музыка.  Патриотические чувства воспитывались в процессе проведения праздников, тематика которых была определена еще в предвоенный период: 7 Ноября, 1 Мая, 8 Марта, День Красной Армии, день выпуска, новогодней елки, день рождения В.И. Ленина, почти все они имели военизированное содержание.

Энна Минеевна Горбунова (музыкальный руководитель детского сада № 1 тех лет) вспоминала, что дети исполняли пляски «красноармейцев и колхозниц, матросский танец «Яблочко», перепляс «На привале» и т.д. Играли в игры «Морские волки», «Летчики на аэродром», «Разведка» и т.д.  

Источник: Воробьева Г.В., Смирнова С.С. Листая страница истории дошкольного образования Иркутска. -Иркутск: Репроцентр А1, 2018. -178с

Прочитано 407 раз Последнее изменение Среда, 01 марта 2023 09:48
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top