Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Понедельник, 20 марта 2023 11:15

Сукачевская школа «Новая жизнь». Из воспоминаний Л. Тамм

Оцените материал
(0 голосов)

Сукачевская школа «Новая жизнь». Из воспоминаний Л. Тамм

Я не знаю, был ли номер у этой школы, но все звали ее «сукачевской» потому, что ее построил городской голова, купец В. П. Сукачев в своей усадьбе для бедных девочек. В советское время к ней добавилось еще название «Новая жизнь», так назывался детдом, который находился в этой же усадьбе на углу улиц Ланинской и 1-й Иерусалимской (теперь 1-й Советской и Декабрьских Событий). В этой школе кроме детдомовских ребят, стали учиться мальчики и девочки, живущие в Кукуевском и Сукачевском переулках, а так-же дети областных руководителей (например, председателя крайисполкома Шиханова, редактора газеты «Власть труда» Ржанова).

Моя мама, приехавшая из Ленинграда, устроилась инспектором губоно и курировала эту школу. Несмотря на то что школа находилась далеко от нашего дома, она решила отдать меня именно туда, потому что там был новый метод преподавания. Поскольку курс четвертого класса я проходила наполовину в гимназии, наполовину дома, директор школы рекомендовала мне ещё раз пройти четвертый класс.

Директором школы была приехавшая с запада Мария Леонидовна Зокожурникова. Опытный педагог, потом она работала в Наркомпросе, была составителем учебника русского языка. Она и приехавшие вместе с ней педагоги –  князь и княгиня Шепекины жили с детьми в усадьбе возле детдома и практически весь день находились с нами в школе.

Мы приходили в школу к восьми часам утра, а уходили домой вечером. Обедали и ужинали вместе с детдомовскими ребятами. Учебный процесс нас так захватывал, что из школы не хотелось уходить. Весь день заняты учебой и интересными делами.

Утром приходили в свои классы, где учились по минимуму школьной программы. Затем нас спрашивали, где бы мы сегодня хотели заниматься, в каком кабинете или лаборатории. Школа небольшая, но для углубленных занятий у нас были прекрасно оборудованные пособиями и аппаратурой помещения в других зданиях сукачевской усадьбы.

Я выбирала для таких занятий свои любимые литературу, ботанику, географию, древнюю истории и этнографию. Кеша Скорняков – математику и физику, Аля Курсанова – историю и химию, Галя Шепекина – физику и пение, Маруся Гриценко – пение, русский и немецкий языки. Все находили себе занятие по душе.

Мы приходили в кабинет, где и одним столом мог сидеть четвероклассник и первоклашка (старше четвертого класса в нашей школе еще не было). Наш преподаватель помогал нам составить индивидуальные планы, подбирал книги, консультировал.

Находкой дли нашей школы были супруги Шепикины. Он руководил токарными и резными работами по дереву, она – учила пению, танцам, лепке, рисованию.

После уроков могли пойти домой или остаться заниматься в кружках: разучивать танцы, проводить репетиции спектаклей, заниматься рукоделием. В драматическом кружке ставили даже оперу «Бал цветов», сказки «Кот и сапогах», «Руслан и Людмила» и нами сочиненную сказку «На дне морском». Все постановки отличались пышностью костюмов и декораций, которые мы изготавливали под руководством супругов Шепекиных. Из домов, сбежавших при наступлении Красной Армии богачей нам привозили брошенные ими наряды – шёлковые, бархатные платья. Выбор у нас был прекрасный.

 После окончания восьмого класса многие из выпускников школы пошли учиться в педтехникум, некоторые – в геологический техникум. Но воспоминания об этой необыкновенной школе оставили у её выпускников светлый след на всю жизнь.

Тамм Л.И. Записки иркутянки. Иркутск: Оттиск, 2007.

Прочитано 249 раз Последнее изменение Понедельник, 20 марта 2023 12:00
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top