Моя мама, приехавшая из Ленинграда, устроилась инспектором губоно и курировала эту школу. Несмотря на то что школа находилась далеко от нашего дома, она решила отдать меня именно туда, потому что там был новый метод преподавания. Поскольку курс четвертого класса я проходила наполовину в гимназии, наполовину дома, директор школы рекомендовала мне ещё раз пройти четвертый класс.
Директором школы была приехавшая с запада Мария Леонидовна Зокожурникова. Опытный педагог, потом она работала в Наркомпросе, была составителем учебника русского языка. Она и приехавшие вместе с ней педагоги – князь и княгиня Шепекины жили с детьми в усадьбе возле детдома и практически весь день находились с нами в школе.
Мы приходили в школу к восьми часам утра, а уходили домой вечером. Обедали и ужинали вместе с детдомовскими ребятами. Учебный процесс нас так захватывал, что из школы не хотелось уходить. Весь день заняты учебой и интересными делами.
Утром приходили в свои классы, где учились по минимуму школьной программы. Затем нас спрашивали, где бы мы сегодня хотели заниматься, в каком кабинете или лаборатории. Школа небольшая, но для углубленных занятий у нас были прекрасно оборудованные пособиями и аппаратурой помещения в других зданиях сукачевской усадьбы.
Я выбирала для таких занятий свои любимые литературу, ботанику, географию, древнюю истории и этнографию. Кеша Скорняков – математику и физику, Аля Курсанова – историю и химию, Галя Шепекина – физику и пение, Маруся Гриценко – пение, русский и немецкий языки. Все находили себе занятие по душе.
Мы приходили в кабинет, где и одним столом мог сидеть четвероклассник и первоклашка (старше четвертого класса в нашей школе еще не было). Наш преподаватель помогал нам составить индивидуальные планы, подбирал книги, консультировал.
Находкой дли нашей школы были супруги Шепикины. Он руководил токарными и резными работами по дереву, она – учила пению, танцам, лепке, рисованию.
После уроков могли пойти домой или остаться заниматься в кружках: разучивать танцы, проводить репетиции спектаклей, заниматься рукоделием. В драматическом кружке ставили даже оперу «Бал цветов», сказки «Кот и сапогах», «Руслан и Людмила» и нами сочиненную сказку «На дне морском». Все постановки отличались пышностью костюмов и декораций, которые мы изготавливали под руководством супругов Шепекиных. Из домов, сбежавших при наступлении Красной Армии богачей нам привозили брошенные ими наряды – шёлковые, бархатные платья. Выбор у нас был прекрасный.
После окончания восьмого класса многие из выпускников школы пошли учиться в педтехникум, некоторые – в геологический техникум. Но воспоминания об этой необыкновенной школе оставили у её выпускников светлый след на всю жизнь.
Тамм Л.И. Записки иркутянки. Иркутск: Оттиск, 2007.