Иркутская школа-интернат для слепых детей организована в 1920 году. С тех пор в ней обучаются дети, собранные с разных концов края. Здесь они проходят пятигодичный курс начального обучения и потом поступают в нормальные школы.
Учение начинается с азбуки. 120 лет назад ослепший француз Луи Брайль изобрел специальный шрифт. В нем всего шесть точек. Комбинации из точек и дают все буквы и цифры алфавита. Такими выпуклыми точками «напечатаны» книги и учебники для слепых. Остроумно разрешен и вопрос письма. На картон кладется металлическая решеточка с наводящими отверстиями, сквозь которые картон прокалывается особым прибором по линии, справа налево. На обратной стороне картона появляются выпуклые точки, которые и читаются слева направо.
Шрифт Брайля позволил слепым без помощи чтецов знакомиться с сокровищами художественной литературы, самостоятельно заниматься по учебнику. Школа недавно организовала собственную библиотеку, где свыше тысячи томов. Здесь – Толстой, Гоголь, Пушкин, Горький и другие классики и новейшие советские писатели. Шрифт делает книгу чрезвычайно объёмной. Роман Алексея Толстого «Петр 1-й» представляет собой девять больших томов.
Заграницей слепые предоставлены сами себе. Весь ужас заключается в том, что в буржуазном обществе никто не заинтересован в том, чтобы слепого учить и привлечь в производству. Благотворительность – самое большее, что делается там для них. В нашем социалистическом отечестве слепым предоставлены все условия для образования и работы, для всестороннего развития. творческих сил. Из окончивших Иркутскую школу многие слепые получили даже высшее образование. Среди них – преподаватель этой школы А. М. Балкаев.
Коллектив живет полной жизнью. Летом он – на Кайской даче. Там – физкультура, музыка, игры, купанье. Зимой – напряженная учеба. С утра – общеобразовательные предметы. Потом – духовой оркестр, рояль, пение (хор школы слепых получил премию на краевой олимпиаде). Вечером – чтение или поход в театр и в звуковое кино. Да в театр и кино!
– У них это насущная потребность, как и у нас с ваии, – рассказывает педагог София Андреева Клец, – они слушают диалоги и при известной подсказке живо предполагают картины на сцене и экране. И, конечно, наслаждаются музыкой...
И когда мы выходим, из класса пения доносятся звонкие п дружные голоса, как бы подтверждающие ее слова:
Мы растем в великие годы
В дни упорной борьбы растем!»
Восточно-Сибирская правда : общественно-политическая газета Иркутской области. - Иркутск, 1936 г. № 246 (24 окт.)