Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Понедельник, 10 апреля 2023 11:11

Начало подготовки воспитателей в Иркутске

Оцените материал
(0 голосов)

Шел последний год войны, но страна думала о будущем, ей нужны были кадры воспитателей, дошкольных работников. К  этому времени у государства появилась возможность для увеличения государственных расходов на содержание маленьких детей.  Правительство принимает несколько важных документов, в которых была подчеркнута значимость общественного дошкольного воспитания  и определены направления его дальнейшего развития. На строительство новых детских садов в бюджете города средств не хватало.

Содержание имеющихся садов осуществлялось за счет предприятий и организаций. Отдел народного образования организовывает перепись дошкольных учреждений, ищет дополнительные средства на содержание детских садов. Сады продолжают увеличивать количество круглосуточных групп особое внимание медицинскому обслуживанию. К садам,  с более 100 детей, прикрепляется врач и назначается медицинская сестра для постоянной работы. Для улучшения материального обеспечения детских учреждений от  артелей промкооперации идет увеличение гончарной посуды, мебели и детских игрушек. Часть воспитателей ушла фронт, а количество детей в детских садах города заметно увеличилось и остро встала проблема дошкольных кадров. Шла Великая Отечественная война, но в стране думали о мирном будущем, ей нужны были кадры учителей, воспитателей, дошкольных работников. Стране нужны были детские сады, а воспитателей и заведующих со специальным образованием не было. 

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны материнства и детства» в Иркутске осенью 44-го открыли дошкольное  педагогическое  училище. Этот год стал началом подготовки педагогов дошкольного образования. Первый год учебы для   девушек оказался очень сложным: не было своего здания. Занятия проходили в педагогическом кабинете Облоно  и на курсовой базе на Вузовской набережной. Не было учебников, не хватало бумаги — писали между строчками старых газет. После уроков девушки дежурили в госпиталях, собирали посылки для фронтовиков, шефствовали над детскими домами, ездили с лекциями-концертами по деревням и селам, трудились в осеннюю страду в колхозах. А ночами при керосиновой лампе готовились к занятиям, много читали и еще с большим увлечением занимались в кружках художественной самодеятельности. В 1946 году училищу было передано здание начальной школы на улице Ленина, сейчас это Дом дружбы народов. Учащиеся называли его Терем-теремок. 20 лет ютилось училище в этом «теремке». В 1947 в училище состоялся первый выпуск, и область получила квалифицированных специалистов по дошкольному воспитанию. Обучение на базе средней школы продолжалось 1 год 10 месяцев. Потребность в кадрах дошкольных работников росла, но училище не могло увеличивать количество учащихся: тесно было в пяти классных комнатах. С каждым годом увеличивались заявки на специалистов. 

Первым директором училища в 1945 году  был назначен Александр Александрович Мишарин.

В 1947 году директором была назначена Евдокия Ивановна Белавкина, которая руководила училищем бессменно почти 20 лет. Деятельность её была разнообразной, насыщенной каждодневными заботами. Особенно напряжёнными были первые годы. Трудно было с ремонтом здания, отоплением, освещением, жильём для учащихся и вновь прибывших преподавателей. Она добилась строительства дома для учителей, нашла здание под общежитие, а в 1965 г. перевела училище в большее здание по ул. Дорожной, 4.

В 1968 училище возглавила кандидат философских наук И.В. Толстикова. Она закончила Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. Усилиями Иды Васильевны Толстиковой вокруг здания училища продолжает облагораживаться территория: высаживаются деревья, кустарники, разбиваются клумбы, строятся стеклянные оранжереи. 

 В 1972 директором училища становится Николай Никифорович Мирошниченко, заслуженный учитель РСФСР. В период его деятельности улучшилась материальная база учебного заведения, был построен спортивный зал, создана кабинетная система с современными средствами обучения.

     В декабре 1983 коллектив возглавила Л.И. Колесникова –заслуженный учитель Российской Федерации. С ее приходом в образовательный процесс училища внедряются принципы гуманизации, что привело к созданию психологического климата, благоприятного для успешной работы. Образовался коллектив единомышленников.

     В 1996 продолжателем дела Л.И. Колесниковой, ее замыслов, образовавшихся традиций стала заместитель директора по учебной работе Надежда Георгиевна Тарабрина. В период ее деятельности в училище обновлено оборудование кабинетов, в аудиториях появилась современная аудио- и видеотехника, проведен капитальный ремонт актового и спортивного залов, открыты компьютерный класс, тренажерный зал.

     В 1999 училище получило статус педагогического колледжа. Данный статус дал возможность осуществлять многоуровневую подготовку по сопряженным учебным планам и программам с Иркутским государственным педагогическим университетом (факультет дошкольной педагогики и психологии) и Иркутским государственным лингвистическим университетом (факультет иностранных языков и социальных наук). Наиболее подготовленные выпускники имели возможность продолжить обучение в данных вузах по дневной и заочной формам в сокращенные сроки.

     В 2006 году директором учебного заведения назначена Л.В. Гаращенко –кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования. Она руководила работой коллектива до февраля 2011. В этот период колледж располагает хорошей материально-технической базой. Работают 14 специализированных кабинетов, оснащенных учебно-методическими и наглядными пособиями, техническими средствами, интерактивными досками. Действуют четыре компьютерных класса с выходом в Интернет, лингафонный кабинет. Открыт свой сайт, функционирует локальная сеть, что позволяет педагогам активно использовать в образовательном процессе информационные технологии.

В 2011 распоряжением губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева образовательное учреждение закрыто в связи с реорганизацией. Наряду с другими тремя учебными заведениями оно вошло в состав регионального колледжа педагогического образования.

Источник: Воробьева Г.В., Смирнова С.С. Листая страница истории дошкольного образования Иркутска. -Иркутск: Репроцентр А1, 2018. -178с

Прочитано 248 раз Последнее изменение Понедельник, 10 апреля 2023 11:12
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top