В 1828 г. был разработан новый устав на основе принципа «каждому сословию свой уровень образования».
В первой половине XIX века начальное образование можно было получить в приходских училищах, где в основном обучались дети крестьян. Мальчиков принимали с 8, девочек до 11 лет. Учебный год начинался после окончания полевых работ в октябре и заканчивался в апреле. Они содержались на средства местного населения, и изучение Закона Божьего было обязательным, наряду с чтением, письмом и началами арифметики, и даже краткими наставлениями по сельскому домоводству. После его окончания через год можно было поступить в уездное училище, которые предназначались, в основном, для городских сословий, где обучение было рассчитано на 3 года, с сентября по июнь, по 28 часов в неделю, с 9 до 12, потом с 2 до 4 или 5 часов пополудни. Продолжали изучение Закона Божьего, русский язык, чистописание, арифметику, начальные сведения по геометрии, естественной истории и физики, географии, правила слога, отечественную и всеобщую историю, рисование. В некоторых училищах открывались курсы по правоведению и судопроизводству в области торговли, экономики и бухгалтерии, технологии строительства и архитектуры, сельского хозяйства и садоводства.
После реформ второй половины XIX века ввели новый тип учебных заведений – одно- и двухклассные городские и сельские народные училища, которые стали самым массовым типом учебных заведений, а также
городские и высшие начальные училища, где срок обучения составлял 6 лет.
Учредители обеспечивали училище участком земли, помещением, находили средства на приобретение учебных пособий, а также содержание учителя. Хоть училище и называлось одноклассным, туда принимали детей 8-12 лет и обучение длилось три года, учитель был один и одновременно обучал учеников разного уровня.
В двухклассных училищах учились 6 лет, дети, которые проучились даже 4 года, без экзаменов принимались в гимназии и реальные училища, также можно было поступить на службу без экзамена на первый классный чин. Тем самым, давали возможность поступить на государственную службу.
Мамкина И.Н. Типы начальных школ Министерства народного просвещения в века (на примере Восточной Сибири). / История образования.