Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Вторник, 23 мая 2023 14:24

Начало образования

Оцените материал
(0 голосов)

На развитие сибирской и, в частности, иркутской школы прямое влияние оказала правительственная политика в сфере просвещения. История развития народного образования в России начинается с появления частных школ. Традиции частного, домашнего образования были принесены первыми переселенцами из Европейской России в Сибирь. С открытием официальных учебных заведений частные школы составили им конкуренцию, усложняли контроль за ними, поэтому часто не поощрялись государством, напротив, запрещались. В XVIII веке были открыты первые официальные общеобразовательные школы. В 1720 году был принят “Регламент Главному магистрату”, предусматривавший создание городскими обществами “градских” школ, но он не имел обязательного действия и долгое время не выполнялся.

 

В конце XVIII века общее образование вышло на новый уровень. Правительство Екатерины II, создав специальное учреждение — Комиссию об учреждении народных училищ, — разработало положение об образовании всесословной общеобразовательной школы двух ступеней: малых двухклассных народных училищ в уездных городах и главных четырехклассных народных училищ в губернских городах. Основанная на сословно-классовых принципах, система школьного образования 18 века не ставила целью просвещение широких масс народа.

В 1804 году был принят Устав учебных заведений, согласно которому создавалась мужская общеобразовательная школа следующих типов: университет, гимназия, уездное училище, приходское училище. Россия делилась на 6 учебных округов, в каждом из которых должен быть университет, в каждом губернском городе гимназия, в каждом уездном городе уездное училище, в каждом приходе — приходское училище. Вводилось бесплатное образование.

В 1828 году в связи с общим наступлением реакции в стране был принят новый школьный устав. Гимназия стала семилетней, в обучение включался курс приходского и уездного училищ, которые стали обособленными. Уездные училища по новому уставу стали трехгодичными, приходские двухгодичными.  В XVIII веке были открыты институты благородных девиц, воспитательные дома, где могли обучаться дочери представителей высших сословий. В 1844 году все женские учебные заведения были разделены на четыре разряда, деление проводилось по социальному признаку: чем выше был разряд, тем больше изучалось предметов, каждому разряду соответствовали отдельные программы обучения. К первому разряду принадлежали: Воспитательное общество благородных девиц, Смольный институт, Петербургское и Московское училища, Патриотический институт и др. Ко второму разряду отошли: Александровские училища в Петербурге и Москве, институты в Астрахани, Одессе, Иркутске, Киеве и др. К третьему разряду были отнесены: Александровский сиротский дом, Одесское городское училище, Иркутский сиропитательный дом и др. Четвертый разряд составили сиротские институты Воспитательного дома в Петербурге и Москве и др. Женские учебные заведения находились в ведении Главного совета женских учебных заведений, в ведомстве учреждений императриц. С развитием общественного подъема в стране в 1860-е годы были открыты воскресные школы на основании “Циркуляра Министра внутренних дел к начальникам губерний об учреждении воскресных школ для ремесленных учеников и рабочих и для распространения грамотности и развития нравственности в ремесленном классе”. В XVIII- первой половине XIX веков в Иркутске существовали учебные заведения трех типов: низшая школа (уровень приходских училищ), школа повышенного типа (уровень уездных училищ), средняя школа (гимназический уровень).

Наибольшее количество частных школ имело общеобразовательный характер. Частное, домашнее обучение, явившееся главной формой народного просвещения в допетровской Руси, было перенесено и в Сибирь. Среди казаков, промышленников, первоначально прибывших в Сибирь, было немало грамотных людей. Первоначально обучение осуществлялось частным образом у писцов, подъячих, церковнослужителей и просто грамотных людей. Русские переселенцы несли с собой за Урал не только хозяйственные, но и культурные навыки и традиции. Частное, домашнее обучение в сибирских городах существовало со времени основания острогов. В 1811 году в Иркутске 19 учителей обучало 135 человек (116 мальчиков и 19 девочек), по одному списку. Учителями выступали священнослужители, их жены и вдовы — 7 человек, чиновники, их жены и вдовы — 6 человек, мещане и цеховые — 8 человек. Большую работу проводили ссыльные декабристы. Декабристы явились новаторами в деле обучения, они выступили за демократизацию народного образования, предоставляя возможность образования широким слоям народа без различия сословий, воспитывая свободного человека и гражданина. Принципами их обучения были всеобщность, всесословность, светскость. Декабристы давали нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Они вводили новые учебные программы, планы, темы по предметам, давали солидную общеобразовательную подготовку, разрабатывали вопросы краеведения, давали уроки иностранного языка и музыки детям генерал-губернатора. Среди обучавшихся были Николай и Андрей Белоголовые. Сыновья иркутского купца А. В. Белоголового обучались у декабристов, живших в Малой Разводной, А.П. Юшневского и братьев Борисовых, а также находившихся в деревне Усть-Куда А.В. Поджио и П. А. Муханова. Е. И. Трубецкая вели рукоделие, шитье, танцы. В основе обучения декабристов лежали прогрессивные педагогические идеи, которые получали дальнейшую разработку, они стремились применять и совершенствовать активные методы преподавания в своей практике, расширяя программы обучения. Наряду с образовательной стороной обучения декабристы учитывали и воспитательную, стремились сформировать из своих учеников патриотов, граждан своего Отечества. В учебные программы вводилось изучение произведений А. С. Пушкина, И. А. Крылова, В. Шекспира, Д. Байрона, Ж.-Ж. Руссо, развивалась самостоятельность мышления, независимость убеждений.  Практическое, словесное обучение сочеталось с методом наглядности, например, рассказ с применением аналогий, содержательных таблиц; использовались методы наблюдения, экскурсий, применялись логические приемы. Таким образом, декабристы внесли много нового в методику обучения, содержание образования, разработали новые подходы к решению образовательных вопросов. Декабристы не открыли в Иркутске частных школ, но давали уроки, имели педагогическую практику, у них были постоянные ученики, они внесли свой вклад в историю развития образования в Иркутске.

Прочитано 218 раз Последнее изменение Вторник, 23 мая 2023 14:27
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top