Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Вторник, 23 мая 2023 15:02

Развитие системы образования в Иркутской области в период между мировыми войнами.

Оцените материал
(0 голосов)

Развитие системы образования в Иркутской области в период между мировыми войнами.

   После Октябрьской революции происходит изменение структуры образования, системы управления, порядок приема в учебные заведения, формы аттестации и др. На общероссийском уровне был создан Народный комиссариат просвещения, на местах - культурно-просветительный отдел комитета советских организаций Восточной Сибири. Им пришлось столкнуться с сопротивлением местных учительских организаций. Был создан союз учителей-интернационалистов, которые поддерживали советскую власть.  Весной 1918 года в Иркутске, а также в уездных центрах Балаганске и Зиме, прошли съезды сельских учителей, выступивших в поддержку советской власти. После окончания Гражданской войны создан  губернский отдел народного образования.

 

   Одной из самых больших проблем оставалось состояние учительских кадров. Учителей готовили на педфаке Иркутского государственного университета, на базе которого в 30-е гг. создали педагогический институт, а потом и институт иностранных языков,   и в учительских  техникумах. Эта система расширилась в 30-е годы после введения всеобщего начального образования. Но учителя часто находили работу в других сферах деятельности, долгое время оставалась проблема комплектования школ учителями, особенно не хватало учителей-предметников. Поэтому некоторые учителя, работающие в школах,  не имели даже среднего образования, качество их работы было низким, и курсы повышения квалификации не очень помогали решению этой проблемы.    Отмечается и низкий уровень жизни педагогов, особенно в период нэпа, самый низкий уровень отмечается в сельской местности.

   В этот период школы перестали содержаться за счет государственного бюджета, была введена плата за обучение, что привело к сокращению как учебных заведений, так и учащихся. В 30- годы после принятия  Постановления ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года   «О начальной и средней школе», начинается период начинается активное строительство новых школ, например, в г. Иркутске  была построена в 1935 г. средняя школа № 15 методом народной стройки, ее возвели фактически за 3 месяца по проекту школа-госпиталь. Но даже в тот период далеко не все дети смогли получить даже начальное образование, поскольку оно оставалось платным. В Приангарье продолжал существовать дефицит учебников, учебных пособий.

   В 20-е гг. советская школа строилась как единая, трудовая, политехническая. В Приангарье внедрялись новые методы: проектов, Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод. Но в большинстве школ использовали привычную поурочную систему. А после постановления ЦК партии от 25 августа 1932 года "Об учебных программах и режиме в начальной средней школе» были осуждены новые методы и утверждена урочная система, школьный режим. Но отмечается низкая успеваемость, много второгодников, большой отсев учащихся.

   Кузнецова Т.В. МБОУ г. Иркутска СОШ № 15

С.М.Алексеев. Система образования Иркутской области (1917-1956 гг.): опыт, проблемы, решения.

Прочитано 377 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top