Одной из самых больших проблем оставалось состояние учительских кадров. Учителей готовили на педфаке Иркутского государственного университета, на базе которого в 30-е гг. создали педагогический институт, а потом и институт иностранных языков, и в учительских техникумах. Эта система расширилась в 30-е годы после введения всеобщего начального образования. Но учителя часто находили работу в других сферах деятельности, долгое время оставалась проблема комплектования школ учителями, особенно не хватало учителей-предметников. Поэтому некоторые учителя, работающие в школах, не имели даже среднего образования, качество их работы было низким, и курсы повышения квалификации не очень помогали решению этой проблемы. Отмечается и низкий уровень жизни педагогов, особенно в период нэпа, самый низкий уровень отмечается в сельской местности.
В этот период школы перестали содержаться за счет государственного бюджета, была введена плата за обучение, что привело к сокращению как учебных заведений, так и учащихся. В 30- годы после принятия Постановления ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года «О начальной и средней школе», начинается период начинается активное строительство новых школ, например, в г. Иркутске была построена в 1935 г. средняя школа № 15 методом народной стройки, ее возвели фактически за 3 месяца по проекту школа-госпиталь. Но даже в тот период далеко не все дети смогли получить даже начальное образование, поскольку оно оставалось платным. В Приангарье продолжал существовать дефицит учебников, учебных пособий.
В 20-е гг. советская школа строилась как единая, трудовая, политехническая. В Приангарье внедрялись новые методы: проектов, Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод. Но в большинстве школ использовали привычную поурочную систему. А после постановления ЦК партии от 25 августа 1932 года "Об учебных программах и режиме в начальной средней школе» были осуждены новые методы и утверждена урочная система, школьный режим. Но отмечается низкая успеваемость, много второгодников, большой отсев учащихся.
Кузнецова Т.В. МБОУ г. Иркутска СОШ № 15
С.М.Алексеев. Система образования Иркутской области (1917-1956 гг.): опыт, проблемы, решения.