Менялись и условия проведения конкурса. Так, например, в 1991-м было решено: учитель должен дать урок, пройти собеседование и тестирование на компьютере. В 1992-м разрешили прислать любую творческую работу – от модели модной одежды до авторской программы по предмету. При этом в Москве конкурсанты давали уроки-заготовки, подготовленные дома. В 1993-м оргкомитет придумал новое испытание – «Защита педагогической идеи».
Помимо обычных конкурсных уроков появились уроки для взрослых в роли учеников, а количество судейских команд выросло до трех – в них вошли дети, общественность и педагоги. До 1994 года проходившие в столице финальные испытания собирали лишь тех, кого жюри посчитало лучшими из лучших в масштабах России. Но в дальнейшем были приняты новые правила: каждый субъект РФ имеет право прислать на конкурс того педагога, который стал победителем на региональном этапе. Поэтому в 1994-м на конкурс съехались не 17 и не 15 педагогов, как раньше, а 54. В последующие годы эта цифра лишь возрастала, а на сегодняшний момент в финале участвуют представители всех без исключения регионов страны – 85.С 1995 года участники соревнуются по новым правилам. Отныне все конкурсанты принимают участие во всех этапах конкурса – защищают концепцию и рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Впервые возникли понятия Малое жюри, которое определяет 15 победителей в отдельных номинациях (так называемую «пятнашку»), и Большое жюри, которое выбирает пятерку лауреатов конкурса и собственно учителя года России. В 1996 году для всех рядовых конкурсантов ввели обязательное письменное испытание – эссе «Моя педагогическая философия». Появились уроки-импровизации, темы которых объявляли за сутки до их проведения. В качестве учеников выступали сами же участники – пятнадцать лауреатов Всероссийского конкурса. Для «пятнашки» добавили еще одно испытание – пресс-конференцию с журналистами и членами Большого жюри. В 1998 году от участников конкурса впервые потребовали прислать видеозаписи открытых уроков в своей и чужой школе. Позже, уже в компьютерную эру, это требование было заменено конкурсным заданием «Интернет-ресурс». Первые – первым Весьма символично, что буквально с самого начала конкурс встретил поддержку не только рядовых учителей, но и первых лиц государства. Президент СССР Михаил Горбачев награждал Хрустальным пеликаном Александра Сутормина и Валерия Гербутова, Президент России Борис Ельцин – Михаила Нянковского, Президент России Владимир Путин – Виктора Шилова и так далее. Огромную роль в свое время сыграло то, что Борис Ельцин в 1994 году дал согласие стать председателем Попечительского совета конкурса «Учитель года», а также издал указ от 06.06.1994 г. №1144, согласно которому были учреждены премии Президента РФ для победителя, финалистов и лауреатов конкурса. Нелишне напомнить и о постановлении Правительства РФ от 30.04.1993 №417, которым был введен нагрудный знак «Учитель года» (так называемый Золотой пеликан) для вручения победителям всероссийского, республиканских, краевых, областных и городских конкурсов. После нескольких лет с момента старта конкурса в масштабах всей страны возникла идея организовать работу с участниками прошлых лет, чтобы использовать громадный запас их энтузиазма во благо конкурсному движению. И уже в 1994 году в Сургуте на базе гимназии «Лаборатория Салахова» прошел первый слет-фестиваль участников конкурса «Учитель года России». Подобные мероприятия проводятся и по сей день в различных регионах России, собирая большое количество тех, кто готов поделиться опытом, и тех, кто готов этот опыт перенять. А желание инициативных педагогов встречаться, чтобы помогать новому поколению достойно готовиться к грядущим испытаниям, вылилось в создание клубов «Учитель года», которые сегодня открыты во многих регионах.
Огромное внимание уделяется тому, чтобы на конкурсе все должно быть именно так, как в школе, чтобы все находились в равных условиях, независимо от темперамента, особых коммуникативных качеств учителя, его социального статуса. Не важно, из глубинной ли сельской школы приехал к нам педагог или из элитарной городской гимназии. Сначала – конкурсный урок, специально подготовленный заранее. Во втором туре – урок-импровизация. А отметить успехи значительно большего числа конкурсантов позволяет принцип номинаций. Как показало время, этот подход оказался абсолютно верным… Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке: – Сегодня конкурс «Учитель года» занимает значимое место в системе образования. Он помогает отметить не только успехи, но также определить вехи дальнейшего развития. Конкурс – это площадка для обмена свежими идеями, опытом и передовыми технологиями. Здесь педагоги могут поделиться тем, что умеют уже сейчас, и перенять мастерство своих коллег. Многие конкурсанты представляют самые обычные школы, и это не может не радовать. За время своего существования конкурс выявил лучших педагогов из разных уголков страны. Это говорит о его доступности для всех учителей России. Участие в конкурсе мотивирует учителей на создание чего-то нового. Они представляют наиболее сильные элементы своей педагогической практики, стараясь, чтобы это был урок на тему, которая важна и интересна детям и нашла бы отклик у жюри. Прежде чем давать открытые уроки, многие учителя обсуждают их содержание со своими коллегами, экспериментируют.
Шалва АМОНАШВИЛИ, педагог, доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российской академии образования: – Всероссийский конкурс «Учитель года России» – для меня прежде всего это радость, познание. Я очень много узнаю, о чем думают молодые, к чему они стремятся. Огромную роль играет конкурс в жизни общества. Мы же видим, какие силы приходят. Иногда сил очень много, они мощнейшие, а иногда они ослабевают. Это своего рода анализ состояния образования в России.