Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации перевода государственной собственности в частную. Осенью 1992 года началась правительственная акция-ваучеризация.
В стране и городе началась конверсия. Например, Иркутское авиационное производственное объединение, чтобы не прекращать производство и не уменьшать число рабочих мест, начинает выпуск пылесосов.
Социальные и экономические деформации, конечно, не могли не повлиять и не отразиться на состоянии народного образования и общественного дошкольного воспитания. Это, прежде всего бедственное материальное положение всех образовательных учреждений. 14 мая 1990 года доведенные до отчаяния учителя страны планировали выйти на забастовку. К бастующим готовы были присоединиться, и дошкольные работники с требованиями повысить заработную плату на 50% всем категориям работников, ввести надбавку за совмещение должностей и сверхурочное время, снизить Нормы педагогической нагрузки с 36 до 30 часов при 5-дневной рабочей неделе, снизить наполняемость групп.
Первой реакцией многих граждан перестроечной эпохи на это явление была, хоть и не вполне веселая, но все же улыбка: «Ну вот, дожили: уже - детсад бастует! Сперва шахтеры, теперь дошкольники». Следует отметить, что властям города удалось предотвратить забастовку, изыскать дополнительные средства для сохранения системы дошкольного воспитания и улучшения положения дошкольных учреждений. В создавшейся обстановке резко сократилось финансирование, выделяемое на строительство детских садов, соответственно замедлились темпы роста сети дошкольных учреждений. В 1990 году было введено в эксплуатацию только два сада: в Свердловском районе детский сад № 163, зав. В.А. Фролова; в Ленинском № 51, зав. Т.А. Криворучко. 1991 год - неспокойное время для области и города, полным ходом идет перестройка. Вся страна, а вместе с ней и Иркутская область, вдруг перестала что-либо производить. Из магазинов постепенно пропали товары, население выстроилось в бесконечные очереди. Появились талоны на 15 видов товаров. В этом же году народ наконец понял, что государство его крупно обмануло, затеяв денежную реформу. Миллионы советских граждан оказались разорены.
Дети в своих играх поразительно точно изображали явления непростого времени. Дети выстроились в очередь, девочка спрашивает: «Кто крайний, скажите, что я за вами, мне еще в другое место - там дефицит дают». Дети играли в транспорт, митинги... Вот уж действительно, дети - наше социальное зеркало. Все лучшее в них от нас, и плохое. Дошкольное воспитание оказалось в крайне тяжелом положении, об этом писалось и говорилось в СМИ. Вот мнение Р. Стеркиной (начальника ведущего отдела дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР): «К настоящему времени в сфере дошкольного воспитания сложилась крайне тяжелая ситуация. Остаточный принцип финансирования народного образования привел к тому, что материально- техническое обеспечение дошкольных учреждений находится на предельно низком уровне...».
Строительство новых дошкольных учреждений в городе было приостановлено, в текущем году было сдано в эксплуатацию только одно дошкольное учреждение №165 треста «Востоксибсантехмонтаж», зав. Л.З. Воюш. Предприятия города, задавленные налогами, вынуждены были сокращать средства на содержание социальной сферы, избавляться от детских садов как от балласта.
Именно с 1991 года в городе начинается процесс передачи дошкольных учреждений на баланс муниципальных органов. Около 20-25 % дошкольных учреждений города принадлежали органам управления образованием, остальные различным ведомствам. Одним из первых муниципальным дошкольным учреждением стал детский сад № 35 Слюдфабрики.
Начинается перепрофилирование дошкольных учреждений: в июне 1991г. решением отдела народного образования Иркутского горисполкома на базе детского сада № 162 был открыт «Реабилитационный центр детский дом - сад для глухих и слабослышащих детей», директор Л.Е. Куцая, заместитель - Л.Г. Минзак. Контингент воспитанников составили дети с нарушением слуха из четырех дошкольных учреждений города: детского дома № 3, детских садов №№ 121, 87, 162. Обучение и воспитание детей осуществлялась на основе программы Э.И. Леонгард «Реабилитация детей с нарушениями слуха и их интеграция в обществе слышащих».
Обозначенные тенденции потребовали усиления методической работы с кадрами. Органами народного образования были организованы курсы по переподготовке руководящего состава и воспитателей. Сложной проблемой для многих педагогов являлась переориентация отношения к ребенку: от формально-дисциплинарного к использованию всех форм общения взрослого не «над» детьми, а «вместе» с ними. Именно в этом году особо сложно было решать вопросы охраны здоровья детей, их физического развития. Для качественного решения задач физического воспитания руководители дошкольных учреждений находили спонсоров для приобретения необходимого медицинского и физкультурного оборудования, активно привлекали родителей организации оздоровительных групп для часто болеющих детей.
С учётом опыта мировой практики в городе был разрешён приём детей с отклонениями в развитии в группы здоровых детей для более успешной их реабилитации, для предотвращения возникновения у них чувства ущербности и социальной изоляции. В дошкольных учреждениях продолжали открываться логопедические группы, к концу 1991 года в городе уже насчитывалось 87 логопедических групп.