Одними из важнейших документов, оказавшими огромное влияние на дошкольное образование этих лет, стали:
Год, название документа, Организация его выпустившая |
Основные положения |
Управление |
2008, Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении» |
· Организация деятельности ДОУ; · Комплектование ДОУ; · Участники образовательного процесса; · Управление ДОУ; · Имущество и средства учреждения |
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ. Формами самоуправления ДОУ, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий |
2009, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее — ФГТ к структуре) (приказ от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299), |
ФГТ к структуре программы — это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определил, какой должна быть программа дошкольного учреждения (а основная общеобразовательная программа дошкольного образования — это именно программа образовательного учреждения), какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. ФГТ устанавливали содержание, структуру, объемы программы, определяли образовательные области, составляющие обязательную часть Программы: «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация». Цель: стандартизировать содержание дошкольного образования в условиях вариативности. |
ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ в части -определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей, их объёма; обязательной части ООП и части формируемой участниками образовательного процесса); -учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
2010, Письмо Минобрнауки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2010 №03 – 248 |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. |
|
2011, Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва) |
ФГТ представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. Цель: стандартизировать условия предоставления дошкольного образования, обеспечить в любом дошкольном учреждении, какой бы организационно-правовой формы и формы собственности оно ни было, в каком бы регионе России ни находилось, тот необходимый набор условий, который гарантирует качество дошкольного образования. |
Настоящие Требования включают семь групп требований: 1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально-техническому обеспечению; 3) требования к учебно-материальному обеспечению; 4) требования к медико-социальному обеспечению; 5) требования к информационно-методическому обеспечению; 6) требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению |
Типовое положение о ДОУ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва) |
Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях 2011 г. утвердило перечень дошкольных образовательных учреждений, определенных только на основании вида осуществляемой образовательной программы. Поэтому возникла дискуссия о расширении видового многообразия дошкольных образовательных учреждений созданием детских садов предшкольной подготовки, детских садов для детей раннего возраста, детских садов инклюзивного вида, учреждений «центр коррекции – детский сад» |
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ. Формами самоуправления ДОУ, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, является попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом |