Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Пятница, 14 июля 2023 10:29

Развитие дошкольного образования г. Иркутска в 1992-2002 гг. (ч.2)

Оцените материал
(0 голосов)

1997 год - область, город живут так же, как и вся страна перед кризисом 1998 года, по-прежнему острыми остаются проблемы, связанные с финансированием народного образования. Проблемы дошкольного образования продолжают обсуждаться на различных уровнях: на конференциях, на собраниях коллективов ДОУ родителей.   Коллективы дошкольных учреждений прилагали максимум усилий, чтобы «выжить» и сохранить бесценный опыт дошкольного воспитания, накопленный веками. «Выжить» это значит, сориентироваться в особенностях времени и вовремя перестроить свою работу, на основе новых подходов к процессу воспитания и обучения дошкольников.

 

Как показывает история, дошкольные работники оптимистичная и креативная часть населения, благодаря их активности самая система дошкольного воспитания продолжала развиваться, несмотря на тяготы времени.

Вот и в этот период, чтобы «выжить», в ряде детских садов города в условиях свободы творчества вводятся дополнительные образовательные услуги: обучение иностранному языку, хореографии, плаванию, играм и занятиям на компьютере; организуется работа кружков художественно- эстетического цикла, спортивных и оздоровительных секций, игры и занятия с детьми, не посещающими дошкольные учреждения.

В 1997 году при согласовании профессионального образования РФ, главным управлением народного с Министерством общего и образования Иркутской области был издан приказ «О проведении эксперимента аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений», Задачи по апробации рекомендаций, выработке механизма эксперимента: апробация порядка и процедуры проведения аттестации аккредитации ДОУ, апробация критериев оценки деятельности ДОУ, формирование на базе указанных критериев и государственных требований к дошкольному образованию как основы Федерального компонента государственного стандарта.

Четыре дошкольных учреждения города включились в эксперимент: № 28 (зав. Л.С. Богданова), № 77 (зав. И.А. Давидзон), № 101 (зав. Л.Ф. Петрова), № 165 (зав. Л.З. Воюш).    Именно в этом году по итогам аттестации ДОУ № 101 (зав. Л.Ф. Петрова, методист Н.В. Усольцева) первым в городе получает статус «Центр развития ребенка».

В силу разных причин значительно возросло количество детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. В связи с этим в городе был организован научно-методический совет по коррекционно- педагогическим проблемам (13.01. 1997г.), функциями которого являлись изучение и обобщение опыта психолого-педагогического обследования детей, внедрение эффективных диагностических методик, контроль за деятельностью психолого-медико-педагогических комиссий в разных видах ДОУ, оказание лечебно-психологической и педагогической помощи. Задачи реабилитации, коррекции здоровья детей стали решаться путем создания   сети специализированных групп в дошкольных учреждениях. Начиная с 1997 года, коллективы дошкольных учреждений Иркутска принимают участие во Всероссийском конкурсе «Детский сад года». Победителями в разные годы становились детские сады: № 139 (зав. Г.А. Исмагилова), № 165 (зав. Л.З. Воюш), № 28 (зав. Л.С. Богданова), № 68 (зав. Н.А. Татьянушкина).

1998 год также оказался нелегким для страны, в августе разразился экономический кризис. Как и по всей стране, в Иркутской области закрываются предприятия, частные фирмы, банки... Резко падает благосостояние населения. Область спасает только то, что немалую долю в экономике региона составляет экспорт. Властями области и города делается всё, чтобы улучшить ситуацию.

Передача дошкольных учреждений в целом сыграла положительную роль в сохранении детских садов, но появилась другая тенденция муниципалитет буквально «захлебнулся» от такого количества детских садов, содержание которых полностью легло на плечи муниципальных органов. Начались проблемы с финансированием и материальным обеспечением дошкольных учреждений.

Новые условия хозяйствования потребовали от дошкольных учреждений большей оперативности и гибкости в решении всех вопросов. Многие детские сады в связи с уменьшением количества воспитанников вынуждены были переоборудовать групповые помещения. Например, в ДОУ № 165 появились спортивный зал, изостудия, зимний сад, фитобар. Большую известность получил опыт работы изостудий ДОУ № 101 (руководитель Т.А. Селезнева) и № 151 (руководитель Н.И. Пугачева).

Для эффективной организации образовательной деятельности, координации и контроля работы образовательных учреждений в апреле 1998 года был образован орган управления образованием - Департамент образования комитета по делам горожан администрации г. Иркутска. Департамент образования возглавила Нина Алексеевна Алаева. Благодаря её организаторским способностям и высокому профессионализму, успешно решались многие проблемы образовательных учреждений в период выхода страны из кризисной ситуации.

Для координации деятельности дошкольного образования в структуре Департамента образования впервые был организован отдел дошкольного образования, возглавляемый начальником Галиной Александровной Ицковой. В состав отдела вошли главные специалисты округов: Галина Николаевна Свиридова (Свердловский). Тамара Федоровна Невгус (Правобережный), Надежда Алексеевна Зыкова (Октябрьский), Галина Ивановна Акулова (Ленинский).  

С 1999 года начинается постепенный выход системы образования из кризисной ситуации. Начинает увеличиваться охват детей дошкольным образованием, появляется повышенный спрос родителей на устройство детей в ДОУ, причем востребованными становятся группы для детей до 3- х лет (не все родители могли использовать отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет). К сожалению, группы для детей раннего возраста за последние годы были закрыты, была утрачена предметно-развивающая среда, имеющая свою специфику. Были переквалифицировались, либо уволились. Перед люди либо дошкольным образованием города встала острая проблема возрождения практики растеряны кадры: раннего детства. Для развития творческой инициативы, распространения передового опыта, повышения престижа дошкольной профессии в апреле 1999 года кафедрой дошкольной педагогики и психологии ИГПУ проводится научно-практическая конференция, посвященная 100-летию А.П. Усовой. Было заслушано 66 докладов по актуальным вопросам дошкольной педагогики и психологии.

В условиях демократизации и развития рыночных отношений изменяется образовательное пространство, вводятся государственные образовательные стандарты (ГОС), которые, по мнению учёных, гарантируют необходимое для общества качество образования. ГОС включает федеральный и национально-региональный компоненты. В связи с новыми образовательными стандартами ДОУ города начинают разворачивать экспериментальную деятельность по развитию новых форм и содержания дошкольного образования. Организация и результативность эксперимента нуждались экспертной оценке B теоретического и практического соответствия. Это явилось одним из направлений работы открытого в июле 1999 года муниципального центра информационно-методического и психологического обеспечения.

Продолжая лучшие традиции международного общения, коллектив ДОУ № 54 (руководитель А.А. Воробьева) в 1999 году становится дипломантом международного конкурса ЮНЕСКО «Красивая школа».

В 2001 году коллективы ДОУ № 63 (заведующая И.В. Полехина, старший воспитатель Т.А. Падерина); ДОУ №158 (заведующая В.А. Куковская, зам по УВР И.А. Урбанович, старший воспитатель Ю.Е. Лесникова), принимают активное участие в обмене педагогическим опытом с коллегами из Польши (г. Ченстохова), Германии (г. Пфорцхайм), Италии (г. Виченца).

Участником международного проекта стал коллектив ДОУ № 28 (заведующая Л.С. Богданова), музыкальные руководители И.Г. Оверчук, Л. В.  Богданова представляли педагогический опыт в г. Шеньян (Китай). Для развития творческого потенциала педагогов ДОУ и повышения качества образовательного процесса ежегодно начинают проводиться городские и областные конкурсы - смотры: «Учитель года», «Учитель физкультуры» и др. Дошкольные работники, наравне с учителями школ демонстрируя свое мастерство и творчество, становятся победителями конкурса «Учитель года», в 1999 году финалисткой стала воспитатель ДОУ № 28 А.В. Каблова. В 2001 году победитель конкурса «Учитель года» - музыкальный руководитель ДОУ № 101 О.Н. Бабитинская. Введение новых форм дошкольного образования повлекло за собой необходимость изменения и обогащения развивающей среды групп. В 2002 году в смотре конкурсе на лучшую организацию предметной среды лучшим был признан проект ДОУ № 36 (заведующая А.Н. Протасова) «Построение предметно развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования». Активно продолжал работать городской дошкольный методический кабинет. Организованные им курсы помогали осмыслить всё то новое, что появилось в работе с дошкольниками, приобрести практические умения, освоить нетрадиционные формы и методы дошкольного образования.

Дошкольное образование города в период перехода к рыночной экономике продолжало развиваться благодаря чёткому руководству всех ветвей власти, тесному взаимодействию всех специалистов дошкольного звена, а главное умению практических работников идти в ногу со временем, оперативно и творчески вносить коррективы в собственную деятельность.

Педагоги детских садов продолжили лучшие традиции предшественников, творчески отнеслись к организации воспитательно-образовательного процесса, внедряя новые технологии и программы. Благодаря развитию новых форм дошкольного образования многим детским садам города удалось сохранить помещения и кадровый потенциал, a также привлечь к разным формам воспитательно-образовательной работы тех детей, которые не посещали ДОУ. Вопреки трудностям, усилиями работников дошкольного образования были сохранены достижения прошлых лет

Прочитано 374 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top