Для ведомственных детских садов это был настоящий шок. Руководителям ДОУ предстояло в кратчайшие сроки решить проблему сохранения дошкольного учреждения: в лучшем случае перейти в ведение Минобразования, сохранить контингент, коллектив и годами накопленный опыт; в худшем перестать существовать как дошкольное учреждение вообще и отдать здание под клуб, склад, магазин, детский дом, дом ребенка др. Согласно статистике, с 1988 по 1993 годы количество детских дошкольных учреждений в Иркутской области сократилось с 1715 до 1667. Следует отметить, что сложности переходного периода не погасили активность дошкольных работников города. Именно с 1992 года педагоги дошкольных учреждений становятся участниками городского профессионального конкурса «Учитель года», победителем этого года стала Л.В. Богданова, музыкальный руководитель детского сада № 28.
1993 - это год насыщенный политическими потрясениями. Переход к рыночным отношениям, заметное снижение уровня жизни, сокращение рождаемости и в то же время повышение престижа домашнего и элитарного воспитания все указанные явления, естественно, повлияли на состояние общественного дошкольного воспитания города.
В первую очередь это сказалось на материальной и учебно- методической оснащенности дошкольных учреждений: не хватало средств на приобретение пособий, литературы, дидактического материала. Из-за низкой зарплаты начался отток кадров, лучшие воспитатели, технические работники вынуждены были искать более оплачиваемую работу. «Болевой» проблемой продолжали оставаться ведомственные детские сады. До этого периода слово «ведомственный» было символом состоятельности и привилегий, теперь же оно означало полнейшую неопределенность. Вот только несколько примеров детских садов, переданных на баланс муниципальных органов в 1993 году: № 75 (ПО «Радиан»), № 18 (трест «Иркустюжилстрой»), № 84 (ТПО «Иркутскавтотранс»), № 158 (Иркутский релейный завод»), № 108 (ИЗТМ им. Куйбышева), №148 (производственное объединение «Радиан») и другие. Детский сад № 18 перепрофилируется в дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с тяжелым нарушением речи и опорно-двигательного аппарата.
B городе начинается эксперимент по раннему обучению иностранному языку. Так, в школе № 40 был открыт комплекс «Школа - детский сад» с направлением раннего изучения иностранных языков. С целью рационального использования указанных программ в практике ДОУ институтом повышения квалификации работников образования, кафедрой дошкольной педагогики и психологии ИГПУ были организованы многочисленные курсы. Как свидетельствовала статистика, рождаемость в городе на текущий период была самая низкая за все послевоенные годы.
Предприятия города продолжают передавать дошкольные учреждения в муниципальную собственность. Сколько бессонных ночей провели заведующие ДОУ, тревожась за судьбу родного детища; огромное количество звонков и писем в редакции газет и телевидения было от родителей, встревоженных слухами о закрытии или перепрофилировании детского сада.
Для решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования, на базе детских садов №№ 151, 156 организуются начальные классы; на базе ДОУ №54 создается учебно-воспитательный комплекс «начальная школа-детский сад», процесс обучения осуществляется по системе Е.Е. Шулешко. Школе №75 под начальные классы передается детский сад № 107.
В ходе обсуждения были выбраны ДОУ, которые с наибольшей вероятностью могли принять участие в эксперименте: №28 (зав. Л.С. Богданова); № 77 (зав. И.А. Давидзон); №101 (зав. Л.Ф. Петрова); № 165 (зав. Л.З. Воюш).
Внедряются более активные формы работы с родителями, например, в дошкольном учреждении №143 (зав. В.П. Владимирова, методист Е.И. Зверева) был организован «Клуб семейного общения», педагоги совместно с родителями обсуждали насущные проблемы воспитания и обучения маленьких детей. В дошкольных учреждениях продолжается эксперимент по раннему обучению иностранному языку. Одним из первых начал работу в этом направлении детский сад № 159 (зав. Е.В. Попова). Педагогом М.А. Сидоровой был организован кружок по обучению малышей английскому языку.
В Иркутске появились беженцы с Кавказа, из Чечни, из бывших республик Средней Азии. В муниципальную собственность переходят дошкольные учреждения №№ 37, 77, 159. Закрывается детский сад № 124 ИНЦ СО РАН. Печальная картина: опустело здание, не стало слышно детских голосов, не решена судьба коллектива...
В практику дошкольных учреждений продолжают внедряться новые программы, новые методики и технологии... Каждое дошкольное учреждение для развития педагогического творчества воспитателей и детей старалось найти наиболее интересные формы и методы работы. Вот несколько примеров. В дошкольном учреждении №101 (зав. Л.Ф. Петрова, методист Н.В. Усольцева) была организована педагогическая студия, на занятиях воспитатели презентовали свои творческие достижения через такие формы, как «Банк идей», «Ярмарка педагогических возможностей», «Результаты синектики» и др. Музыкальные руководители детского сада № 28 Л.В. Богданова, И.Г. Оверчук проявили творчество в разработке комплекса интегрированных занятий на основе взаимосвязи музыки и мировой художественной культуры.
В дошкольном учреждении № 148 (зав. Н.А. Кекух, методист Ж.В. Шаманова) педагогическое творчество воспитателей проявилось в изменении внешнего вида групповых комнат, в расширении предметно-пространственной среды. Для раскрепощения жизнедеятельности детей в группах были оформлены «зоны» для различных видов деятельности, то есть в групповой комнате появилось место для различной нерегламентированной деятельности, не только игровой, как это было раньше. Учитывая, что ребенок в течение дня испытывает большую нагрузку и устает от общения, в группах стали создаваться так называемые «уголки уединения».
1996 год вошел в историю как год политических и экономических баталий. На многих предприятиях меняются собственники. Одной из самых «острых» остается проблема выплаты зарплаты, городской бюджет из-за неудовлетворительного поступления налогов не обеспечивает расходные статьи. Закрытие некогда рентабельных предприятий, сокращение рабочих мест, задержки заработной платы, обнищание большинства населения непосредственно сказались на деятельности дошкольных учреждений. Не было средств на строительство новых садов.
Значительно сократилось количество детских садов. Происходило это по разным причинам: предоставленная родителям возможность использовать отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, неспособность отдельных семей оплачивать содержание ребенка детском саду в прогрессирующего увеличения этой платы.
Знаменательно, что в этом году педагог по английскому языку детского сада № 101 Г.Х. Хажеева становится победителем конкурса «Учитель года».